RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Форум бас-гитаристов

Задать новую тему
Автор Тема: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 19.01.2014 22:09 



Привет всем,

сидел сегодня, почти весь день занимался (просто счастье какое-то, редко время выпадает), попытался освежить некоторые основы теории в своей голове.

Кому интересно, прошу дополнять или исправлять.



А вопрос такой.
Допустим песня в пределах одного лада написана (как это в 90% случаев бывает), это будет так сказать правильная таблица допустимого выбора аккордов для аранжировки? Или её можно дополнить?

Какие тогда отклонения и земены здесь возможны (в пределах данного лада или тональности)?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 19.01.2014 22:13 
Гифхорн
Yamaha Forever

Да, забыл сказать, высчитывал только четырёхнотные аккорды, пока, понятно что там можно, всякие ноны и тринадцатые накрутить. Но пока без них, "не джаз", потом и по ним вопросы будут.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 19.01.2014 23:02 
Верона
бас

Ну II, IV, VI ступени можно альтерировать для усиления тяготения в устои.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 00:41 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

Помогла человеку,вспоминающему основы)))к этим ступеням еще есть двойные доминанты :idea2:
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 00:50 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

Tmaj7,как впрочем и T6(причем это странная запись сочетает в себе классическое обозначение ступеней и джазовое обозначение надстроек),не всегда вкатывают.зачастую просто трезвучие уместней,особенно в песенках.
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 00:51 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

нет такой тональности как "минор" :idea2:
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:08 
Верона
бас

>двойные доминанты
Зачем пугаешь на ночь глядя такими стршными словами? :kill:
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:11 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>Зачем пугаешь на ночь глядя такими стршными словами?
после "альтераций" поседевшему гидроге будет ничего не страшно)))))
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:12 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

Думаю, что эта картинка будет не лишней в теме, может кому-то захочится повторить азы. Взята из википедийной статьи "квинтовый круг", из немецкой, кстати.

Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:17 

Пока, неудачники!

>может кому-то захочится повторить азы

Самое оно, спасибо.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:24 
Верона
бас

Только не забывать, что В (b) - это си Ь, а не си ))
Си - это Н (h) :idea2:
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:28 

Пока, неудачники!

>Си - это Н (h)

Меня это бесит, где логика? Дайте мне того, кто это придумал :)
(Да не, я знаю, но где, №№№№ логика??)
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:29 
Верона
бас

А, ну и еще тут мажорные тональности в круге (в том смысле, что даны тоники мажора). Для минора - те же знаки, только тоника на малую терцию вниз, если кто забыл ))
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:30 
Москва
сферическая пачка в вакуумном диване

тема трэш :oooi: :lool:
Мой пик в карьере - http://www.youtube.com/watch?v=IAyTGDkOsk8 я стрелки часов крутил, честно. (с)XTN
Чечен топ какое-нибудь отношение к чеченцам имеет ? Что это вообще за дерево ? (c)XTN
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:34 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Только не забывать, что В (b) - это си Ь, а не си ))
>Си - это Н (h)

По европе H - си, B - си b . По америке B - си, Bb - си b.
Да, таблица составлена с устаревшими, европейскими обозначениями тональностей.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:37 
Верона
бас

Author76 , в классической музыке обычно используют именно такие
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:38 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Author76 , в классической музыке обычно используют именно такие

А в джазе и эстраде в основном американские.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:39 
Верона
бас

Author76 , а Гидрога сразу сказал, что "без джаза" :drazn:
Так что не надо ля-ля :dance1:
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:52 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>А, ну и еще тут мажорные тональности в круге

Нет, здесь все 7 ладов. Надо отсчитывать от соответствующего круга вовнутрь.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 01:54 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Так что не надо ля-ля

Надо не ля-ля, а надо уметь использовать и те и другие обозначения не напрягаясь.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:02 
Верона
бас

>Надо не ля-ля, а надо уметь использовать и те и другие обозначения не напрягаясь.
Так пишешь, будто бы я против

>Нет, здесь все 7 ладов. Надо отсчитывать от соответствующего круга вовнутрь.
Да ничего не надо отсчитывать - там желтым цветом отмечен круг параллельного минора. А так, если без круга, то 6 ступень. Я не знаю как удобней считать, поскольку давным давно все это как таблица умножения выучена (ну разве что с семизначными тональностями путаница, ввиду их редкого использования)
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:11 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Да ничего не надо отсчитывать - там желтым цветом отмечен круг параллельного минора

Там всё написано по-немецки, от какого круга строится какой лад. И про соответствие ионийского лада натуральному мажору и про соответствие эолийского натуральному минору, если кто-то забыл.

>Я не знаю как удобней считать, поскольку давным давно все это как таблица умножения выучена

У тебя может оно и выучено, а кому-то таки может захотеться повторить.

>А так, если без круга, то 6 ступень.

Что ещё за 6 ступень? Ты в каком музучилище училась?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:21 
Верона
бас

Author76 , а тебе без римских обозначений непонятно? :4:
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:21 
Гифхорн
Yamaha Forever

>Помогла человеку,вспоминающему основы)))к этим ступеням еще есть двойные доминанты

Точно, про двойные доминанты забыл, спасибо.


>нет такой тональности как "минор"

Минорная или мажорная (в голове каша из трёх языков, написал по принципу minor/major)



>Tmaj7,как впрочем и T6(причем это странная запись сочетает в себе классическое обозначение ступеней и джазовое обозначение надстроек),не всегда вкатывают.зачастую просто трезвучие уместней,особенно в песенках.

Это ясно как божий день, в таком случае можно уточнить, что использовать в контексте аранжировки басовой линии, если следующий элемент (аккорд) прогрессии строится от VI ступени, или что-то типа того.

Или я таки не хрена не понимаю.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:23 
Гифхорн
Yamaha Forever

Author76 , картинку я видел, она слишком многомерная, перегруженная и с первого взгляда может показаться далеко не очевидной.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:29 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>если следующий элемент (аккорд) прогрессии строится от VI ступени, или что-то типа того.
>Или я таки не хрена не понимаю.
я тоже не понял про что ты)в том смысле,что перед субдоминантой можно играть мэйдж?или что?вообще что мэйдж,что шестерка придают определенную краску,которая не везде вкатывает,а какой будет следующий аккорд не суть важно)))
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:34 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Author76 , а тебе без римских обозначений непонятно?

Пиши тогда 6я ступень.

Вот в этой книге отлично расписано, как обыгрывать басовые линии и в джазе и в эстраде и в поп-музыке, если говорить о русскоязычной музыкальной литературе. http://www.5port.ru/chugunov_yun/garmoniya_v_dzhaze
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:35 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

Author76 , я вот как-то с недоверием отношусь к нашим книжкам на эту тему,хотя и с исключениями,у осейчука клевая,например.
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:39 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>Author76 , я вот как-то с недоверием отношусь к нашим книжкам на эту тему,хотя и с исключениями,у осейчука клевая,например.

А что бы ты посоветовал из западных?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:49 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

у джерри бергонзи хорошая серия,по импровизации.по гармонии берклиевский учебник.для основ вполне достаточно)пацифист,наверняка,может посоветовать на эту тему полезного.
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:49 
Barcelona/Samara


Гидрога, а зачем тебе в ска такие заморочки?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:56 
Москва
Alembic Europa6 Pedulla Hexabuzz Thumb NT6 fretless Streamer I 6

>у джерри бергонзи хорошая серия,по импровизации.по гармонии берклиевский учебник.для основ вполне достаточно

О, спасибо, поищу. А я был нереально рад, когда мне товарищ подарил Чугунова и Рогачёва, ещё бумажные книжки, очень облегчили игру тогда.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 02:57 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>очень облегчили игру тогда.
конечно полезно,структурирует отрывочные знания,так сказать)))
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 06:25 
Москва
Jazz bass

В тему зелени брошу :gigi: ,осваиваю бас,и может кто-нибудь скинуть литературу,на выше затронутую тему,общий базы такой,хочу понимать и разбираться этим,а главное пользоваться,
Кстати в gtp если есть,то вообще цены не будет,на планшетке очень удобная тема,это так аля,офпост :vo:
No mediator no problem
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 07:42 
Москва
Бас-гитары, звук со свойствами запаха, дырявый тембр

Забыли только всяческие гармонические миноры (в натуральном музыки очень мало написано) и мажоры, тонические доминантсепты, альтерированные ступени, расщеплённые квинты и прочие радости, присущие современной поп- и рок-музыке.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 07:50 

Warwick Infinity sn, Fender precision СS, JB СS, Bossa

Про ето в книге же чак шера написанно доступно ... :)

F. young , DooBass , CrueLBassLove , А загадочная гамма к чему относится!?
Иду я как-то по берегу, а в реке человек, у которого закончились все аргументы в споре, тонет. "Цепляйся к орфографии!", — кричу ему. Еле спас.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 09:18 
Москва
Бас-гитары, звук со свойствами запаха, дырявый тембр

>Про ето в книге же чак шера написанно доступно ...
>F. young , DooBass , CrueLBassLove , А загадочная гамма к чему относится!?

Если ты про Джузеппе нашего Верди, то там какая-то вариация на тему гармонического мажора, вроде. А вообще, любая гамма относится к гаммам. Звукоряд, кагбе, из семи нот в пределах одной октавы (вроде бы так объясняли в музыкалке).
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 09:28 
Москва
сферическая пачка в вакуумном диване

Не только из семи.
Мой пик в карьере - http://www.youtube.com/watch?v=IAyTGDkOsk8 я стрелки часов крутил, честно. (с)XTN
Чечен топ какое-нибудь отношение к чеченцам имеет ? Что это вообще за дерево ? (c)XTN
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 09:39 
Москва
Бас-гитары, звук со свойствами запаха, дырявый тембр

>Не только из семи.

Ну это понятно, что звукоряд может и из двух нот состоять. И всякие гаммы Римского-Корсакова из восьми нот, и хроматика, и всякие звукоряды с 1/4 тонами. Но это, скорее, исключения. Чаще всего гамма - семь нот.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 10:16 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>>Про ето в книге же чак шера написанно доступно ...
>>F. young , DooBass , CrueLBassLove , А загадочная гамма к чему относится!?
>Если ты про Джузеппе нашего Верди, то там какая-то вариация на тему гармонического мажора, вроде. А вообще, любая гамма относится к гаммам. Звукоряд, кагбе, из семи нот в пределах одной октавы (вроде бы так объясняли в музыкалке).
Не совсем.гамма Верди C-Db-E-F#-G#-A#-B-C
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 11:12 
Москва
Бас-гитары, звук со свойствами запаха, дырявый тембр

>>Если ты про Джузеппе нашего Верди, то там какая-то вариация на тему гармонического мажора, вроде. А вообще, любая гамма относится к гаммам. Звукоряд, кагбе, из семи нот в пределах одной октавы (вроде бы так объясняли в музыкалке).
>Не совсем.гамма Верди C-Db-E-F#-G#-A#-B-C

Та я, думаешь, помню? В последний раз этим извратом в училище интересовался.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 20.01.2014 14:39 
Я Н А О
Rick 4003 , гитара , вокал, Окапелло

>Какие тогда отклонения и земены здесь возможны (в пределах данного лада или тональности)?

Можно пойти в субдоминантовую тональность , ну про модуляцию через 6ю ты знаешь, Можно в параллельный мажор-минор опять же через 3ю, можно через 2ю низкую уйти в повышенную субдоминанту. Через двойную доминанту уйти или отклонится в доминантовую тональность. Вариантов уйма, всё в от фантазии твоей.
Альтовый саксофон хороший инструмент, лёгкий и звучит приятно , но теноровый лучше. В его футляр две бутылки водки влазят , а в альтовый - одна. ( цитата известного музыканта )
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 02:19 

bass guitar. sax.

Автор: К.Н.РУДОЛЬФ

ФУНКЦИИ АККОРДОВ В ДЖАЗОВОЙ ГАРМОНИИ

Для музыкантов понимание функций аккордов в джазовой гармонии является одним из решающих факторов мастерства исполнения джазовой музыки, т. к. им приходится много варьировать и импровизировать музыкальный контекст, что требует безукоризненного знания аккордовых функций и как можно больше возможностей их обыгрывания (импровизации). Свободное ориентирование в аккордовых функциях гармонической цепочки позволяет музыканту быстро и точно найти нужный ему вариант внутреннего движения и всевозможные ему альтернативы во время концертного исполнения, а также в предварительной работе над прогрессией, создавая различные, так называемые заготовки, что делает произведение разнообразнее и намного интересней. Каждый тип аккорда может нести в себе несколько функций и соединений с другими аккордами:

а) аккорд VIm7 – заменяет I ступень и переходит во II ступень на квинту вниз или в bVI на полтона вниз в) аккорд bIII7 – заменяет аккорд VI7 и переходит во II ступень на полтона вниз или в bVI на квинту вниз.
Надстройки и альтерации ступеней не оказывают влияния на основную функцию аккорда и сказываются только на качественных характеристиках звучания. Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные группы аккордов:
1. Большой мажорный септаккорд
2. Минорный септаккорд
3. Доминантсептаккорды
4. Увеличенные трезвучия
5. Полууменьшенные (вводные) аккорды
6. Уменьшенные аккорды
Группа больших мажорных септаккордов – несет в себе тоническую функцию. Они очень устойчивы и не требуют разрешения. Последовательность из таких аккордов достаточно мягкая и не обладает сильным внутренним движением. Важно помнить о том, что Б маж7 всегда может быть тональным центром. Аккорды, входящие в группу минорных септаккордов, – не так устойчивы, как Б маж7, и имеют более чем одну функцию. Они выступают как тонические аккорды в минорных тональностях и как субдоминантовые аккорды в мажорных тональностях, т. е. Тоническому минорному септаккорду обычно предшествует доминантсептаккорд, расположенный на квинту выше. Но если за минорным септаккордом следует доминантсептаккорд, расположенный на квинту ниже, то минорный септаккорд выступает в роли аккорда II ступени. Такие функциональные преобразования могут происходить с любым минорным септаккордом
a) II V I
Dm(dim) – G7 – Cm7
b) II V I
Dm – G7 – Cmaj7
Группа доминантсептаккордов – весьма неустойчива, и аккорды этой группы стремятся разрешиться в аккорд, стоящий на полтона ниже либо расположенный на квинту вниз. Обычно доминантсептаккорды выступают в роли аккордов V или bII ступеней. Если доминантсептаккорду предшествует минорный септаккорд, лежащий на квинту выше, он будет выглядеть как аккорд V ступени. Если доминантсептаккорд перешел на полтона вниз, то он выглядит как аккорд bII ступени, тем самым заменяя аккорд V ступени (тритоновая замена). В следующем примере показаны два наиболее распространенных варианта разрешения для доминантсептаккордов:
а) V I b) bII I
C7 – Fmaj7 C7 –- Bmaj7
Исключением является блюзовая гармоническая прогрессия, где доминантсептаккорд обычно бывает тоническим (все остальные функции соответствуют мажорной тональности). Увеличенные трезвучия – функционально напоминают доминантсептаккорд и могут разрешаться в аккорд, расположенный на квинту ниже. Также аккорд этого типа может разрешаться и на полтона вверх
a) V I VII I
A+(5) - Dmaj7 A+(5) -bBmaj7
Полууменьшенные (вводные) аккорды – как правило, несут в себе функцию аккордов II ступени в минорных тональностях. Иногда в той же функции они встречаются и в мажорных тональностях. Также полууменьшенный аккорд может выступать как аккорд VII ступени и разрешаться на полтона вверх. В этом случае он заменяет аккорд V ступени, расположенный от него на большую терцию ниже.
a) II V I b) II V I
E(-5) – A7 – Dm7 E(-5) – A7 – Dmaj7
c) E(-5) – Fmaj7
( E(-5) – заменяет V ступень = C7)
Уменьшенные аккорды – самые неустойчивые из приведенных выше пяти групп аккордов и обычно стремятся разрешиться в ближайший минорный или мажорный аккорд, находящийся выше или ниже. Нередко их рассматривают как неполный ый доминантсептаккорд и поэтому добавляют к нему новую тонику, расположенную на большую терцию ниже предыдущей. Рассматривать и анализировать уменьшенный аккорд нужно всегда во взаимодействии с его разрешением, во избежание недоразумения возникновения в их составе нескольких энгармонических эквивалентов. Например, если уменьшенный аккорд от ноты СИ (В) рассматривать как неполный доминантнонаккорд, то с появлением новой тоники CОЛЬ (G) он превращается в G7-9. Вообще, при работе над джазовыми прогрессиями нужно помнить о том, что для них характерны частые модуляции и отклонения в другие тональности. Поэтому, если мажорному или минорному аккорду предшествует доминантсептаккорд, расположенный на полтона или на квинту выше, это говорит о появлении нового тонального центра, который может быть как достаточно кратким, так и весьма продолжительным. Однако такая гармоническая последовательность может представлять собой движение по квинтовому кругу. Работая над гармонической прогрессией, музыканту очень важно проанализировать тональные центры и их взаимодействие друг с другом, для того чтобы свободно ориентироваться в гармонии данного произведения, найти интересные функциональные гармонические замены и легко сделать транспортировку в любую требуемую тональность. А для музыкантов, особенно концертирующих, этот навык совершенно необходим. Очень часто в джазовых пьесах из-за многочисленных модуляций представляется возможным рассматривать каждый аккорд последовательности как аккорды II -V -I ступеней. Приведенная ниже таблица различных аккордов позволит вам более полно понять их функции в одной тональности (римские цифры обозначают ступень гаммы):
Imaj7 Тональный центр
V7 Разрешается в I на квинту вниз
IIm7 Переходит в V на квинту вниз или в bII на полтона вниз
VIm7 Заменяет I, переходит во II-ю или в bVI
VI7 Переходит во II-ю или в bVI
IIIm7 Заменяет I-ю, часто следует за V7, переходит в VI или в bIII
III7 Переходит в VI или в bIII7
II7 Переходит в V или в bII
I7 Переходит в IV обычно в момент смены тональности
IVmaj7 Временный тональный центр
Vm7 Вторая ступень в тональности IV ступени переходит в I7-ю с разрешением в VI
VIIm-5 Разрешается в I заменяет V
IVm7 Переходный аккорд между IVmaj7 и I или IIm7 и I
bVII7 Переходный аккорд между IVm7 и I может разрешаться в bIII
bIII7 Заменяет VI7, переходит во II или в bVI
bVI7 Заменяет II7, переходит в V или во bII
bII7 Заменяет V7 и разрешается в I.
мне кажется,что вот это басисту нужно знать,как отче наш.очень толковая статейка.хочу только добавить,что это пригодится и не джазменам.
sklyar
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 09:00 

bass guitar. sax.

Vm7-I7-IV ( там,видимо.опечатка)
sklyar
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:06 
Гифхорн
Yamaha Forever

Блин, зтему завёл а вести совсем нет времени, прошу прощения друзья.


>я тоже не понял про что ты)в том смысле,что перед субдоминантой можно играть мэйдж?или что?

Да, именно это я и имел ввиду, но ты прав, "настроение" будет специфичным, но не не правильным, теоретически.

>вообще что мэйдж,что шестерка придают определенную краску,которая не везде вкатывает,а какой будет следующий аккорд не суть важно)))

А вот это очень интересно узнать.



>Гидрога, а зачем тебе в ска такие заморочки?

Ниткин, это больше для моего кругозора, хотя зря ты так, пусть и ска, но думать своей головой приходится очень часто, особенно при аранжировке своего материала, пусть даже и самого простого.

Вот тебе пример (для баса)
Вот есть у нас такая тема (я только трезвучия запишу):
| C# | Fm | B# | F# G# |
то есть, если это До# мажор (натуральный или ionian), то ступени здесь
| 1 | 3 | 2 | 4 5 |
Так вот чтобы "скучно не звучать", эта незатейливая табличка подсказывает, что вместо 3-й ступени (Fm), можно сыграть снова тонику (С#) но не трезвучие, а большой мажорный (C#maj7), мелодия же остаётся не тронутой.

Вот это я к чему, я вот про такие замены говорю.



>по гармонии берклиевский учебник.для основ вполне достаточно

ДуБасс, можно поподробней, плиз



>Забыли только всяческие гармонические миноры (в натуральном музыки очень мало написано) и мажоры, тонические доминантсепты, альтерированные ступени, расщеплённые квинты и прочие радости, присущие современной поп- и рок-музыке.

1. Гармонические/Мелодические миноры/мажоры - тут альтерация более менее ясна: VII / VII и VI ступени на полтона вверз/вниз соответственно.

2. Доминантсептаккорд уже указан в табличке как D7

3. Альтерированные ступени - ?
4. Расщеплённые квинты - ?

А можно тут поподробнее, если не в тяжесть или хотя бы "научные формулировки" чтобы было легче гуглить?


5… Есть ещё проходящие ноты (passing notes, blue notes), ноны 13-е, но давайте всё по порядку, пока в пределах 4-х нотных аккордов. Я пока подумаю как можно табличку поправить.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:11 
Гифхорн
Yamaha Forever

feric4003 , или в пень со своей копипастной, суть этой темы совсем не в этом, эту умную шнягу я и в ученике прочитаю.

Ну умеешь объяснить сам простыми словами, или учись.

Либо оформи свой памфлет в компактную, легкочитаемую и простую табличку, чтобы не вызывало отторжение и уныние, как в любой муз. школе нашей необъятной.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:12 
Верона
бас

gidroga , лучше в ре бемоль мажоре запиши, там хоть пятя бемолей, а не семь диезов :)
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:26 
Верона
бас

>| C# | Fm | B# | F# G# |
то есть, если это До# мажор (натуральный или ionian), то ступени здесь
| 1 | 3 | 2 | 4 5 |

Если такие ступени, то правильно тогда не Fm, а E#m
А вторая ступень тогда это Dm# (B# - эт вообще седьмая ступень, там уменьшенное трезвучие строится)
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:32 
Гифхорн
Yamaha Forever

>Если такие ступени, то правильно тогда не Fm, а E#m
>А вторая ступень тогда это Dm# (B# - эт вообще седьмая ступень, там уменьшенное трезвучие строится)

Упс, сорри, опечатался, и ты права, E#m будет корректней теоретически, но сложней для восприятия

| C# | E#m | D#m | F# G# |
то есть, если это До# мажор (натуральный или ionian), то ступени здесь
| 1 | 3 | 2 | 4 5 |
Так вот чтобы "скучно не звучать", эта незатейливая табличка подсказывает, что вместо 3-й ступени (E#m), можно сыграть снова тонику (С#) но не трезвучие, а большой мажорный (C#maj7), мелодия же остаётся не тронутой.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:34 
Гифхорн
Yamaha Forever

>gidroga , лучше в ре бемоль мажоре запиши, там хоть пятя бемолей, а не семь диезов

Ну смести всё на пол тона вниз, будет вообще без бемолей и диезов :idea2:
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:37 
Верона
бас

да, по-поводу того, чтоб играть вместо третьей ступени тонику.
Поиграла сейчас на ф-но, вполне логично не топтаться на месте с тоникой. Тем более, если играть на третьей и второй ступенях не трезвучия, а малые минорные септаккорды, то тоника там вообще ни к селу ни к городу :)
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 21:44 
Гифхорн
Yamaha Forever

>Поиграла сейчас на ф-но, вполне логично не топтаться на месте с тоникой. Тем более, если играть на третьей и второй ступенях не трезвучия, а малые минорные септаккорды, то тоника там вообще ни к селу ни к городу


Ну я так и в табличке написал, Xm6, Xm7, Ym7 или саспеншен sus4 тоже катит.


>да, по-поводу того, чтоб играть вместо третьей ступени тонику.

Да надо учитывать, это всё применительно в басовой линии, основной инструмент продолжает играть от третьей ступени, в то время как обыгрывает Tmaj7

Или я не прав?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 22:42 
Верона
бас

Гидрога, да в принципе и так и так нормально :)
Вот такие аккорды примерно я себе представляю :crazy:
В первом варианте - тоническое трезвучие, мажорный септ (от первой ступени), потом второй септ и т.д.
Во втором варианте - тонич. трезвучие, третий септ, второй септ и т.д.

Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 22:44 
Москва
Бас-гитары, звук со свойствами запаха, дырявый тембр

>3. Альтерированные ступени - ?
>4. Расщеплённые квинты - ?

Альтерированные ступени аккорда: V7-5, II7+5, IV7+1 и так далее.

Расщеплённая квинта - например, II7+-5. То есть, для до-мажора: D-F#-Ab-A#-C.

>Так вот чтобы "скучно не звучать", эта незатейливая табличка подсказывает, что вместо 3-й ступени (E#m), можно сыграть снова тонику (С#) но не трезвучие, а большой мажорный (C#maj7), мелодия же остаётся не тронутой.

Так IIIm - аккорд тонической группы. Его вполне можно заменить и другим аккордом тонической группы. Вопрос, насколько это нужно с точки зрения композиции. А вообще, можно вести интересный нижний голос (ничего, что я без диезов напишу?): C Em/B Dm/A. Можно так: C Cmaj/E D7-Dm F G7. Да куча вариантов.
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 23:08 
Москва
ConklinGT7, FenderJB MIM, GrecoRick; 6стр - GibsonSG, GrecoLP

Честно скажите, вот если импровизация или "творчество поперло", вы все эти прогрессии и аккорды используете или больше как бог на душу положит?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 26.01.2014 23:26 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>вот если импровизация
так импровизация на определенные аккорды происходит,не так ли?
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 00:07 
Гифхорн
Yamaha Forever

DooBass , я думаю клиента более простой ответ устроит.


>Честно скажите, вот если импровизация или "творчество поперло", вы все эти прогрессии и аккорды используете или больше как бог на душу положит?
ДА
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 00:23 
Гифхорн
Yamaha Forever

>Гидрога, да в принципе и так и так нормально

Об чём собственно и речь, звучит и так и так, но по-разному, в зависимости какое настроение или муз. оттенок надо достигнуть.



>Альтерированные ступени аккорда: V7-5, II7+5, IV7+1 и так далее.
>Расщеплённая квинта - например, II7+-5. То есть, для до-мажора: D-F#-Ab-A#-C.

ну это уже больше 4-х нот в аккорде, с этим я хотел было попозже обстоятельно разобраться и сам посчитать допустимые ноты в ладу и, соответственно, какие аккорды из них можно сложить, а следовательно какие альтерации в таком случае будут возможны.


>Так IIIm - аккорд тонической группы. Его вполне можно заменить и другим аккордом тонической группы. Вопрос, насколько это нужно с точки зрения композиции. А вообще, можно вести интересный нижний голос (ничего, что я без диезов напишу?): C Em/B Dm/A. Можно так: C Cmaj/E D7-Dm F G7. Да куча вариантов.

F. young , это здорово, спс. Да вариантов куча, но их все можно посчитать и обобщить.

И вот тогда вопрос, у меня всегда были трудности с пониманием второго голоса, по какой логике выбираются (басовые) ноты для вышесказанных аккордов?
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 00:45 
Москва
ConklinGT7, FenderJB MIM, GrecoRick; 6стр - GibsonSG, GrecoLP

я думаю клиента более простой ответ устроит.
уря, солнцеподобный мне индульгенцию выдал ))
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 00:49 
Санкт-Петербург
турбо-тостер

>уря, солнцеподобный мне индульгенцию выдал ))
а мог бы и в список занести :idea2: :)
Mandolin Brothers
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 20:40 

bass guitar. sax.

>feric4003 , или в пень со своей копипастной, суть этой темы совсем не в этом, эту умную шнягу я и в ученике прочитаю.
дак здесь же суть джазовой гармонии.и это не памфлет,это статья.там же автор указан.вот вы пишите.чей то вымудряете,какие то ми диезы,а все гораздо проще.в большинстве своем основной оборот в джазе II-V-I,отсюда и надо плясать,не забывать про отклонения и замены.а зная функцию аккорда каждой ступени,все это легко.еще раз: надстройки и альтерация не меняет функцию аккорда,лишь меняет окраску в звучании,если аккорд доминантовый,лепи к нему и девятки и расщепляй квинты - он доминантовым так и останется.
sklyar
Автор
Тема: Re: Лады. Тональности. Аккорды
Время: 27.01.2014 20:54 

bass guitar. sax.

>Ну я так и в табличке написал, Xm6, Xm7, Ym7 или саспеншен sus4 тоже катит.
мальчик, у вас большая каша в голове.уж как ты излагаешь,это настоящая абракадабра.
круэллочка,рад за вас. с вашей головой все в порядке,как вы его:
>Если такие ступени, то правильно тогда не Fm, а E#m
>А вторая ступень тогда это Dm# (B# - эт вообще седьмая ступень, там уменьшенное трезвучие строится).
+100%.
sklyar
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!