RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 06:31 
Челябинск
Kurzweil PC3X

Начал изучать "Учебник гармонии" (Фридкин). В главе "Соединение основных трезвучий" представлены два алгоритма как соединять аккорды гармонически и мелодически:
"Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинтового соотношения сводится к следующему: после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук оставляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в параллельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте — вниз." и "Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношении я сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении T—D, D—T, T—S, S—T на кварту, а не на квинту; при соединении S—D – на секунду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противоположно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков."

Далее же в задании стоит следующая задача: "В различных тональностях мажора и гармонического минора соединять - T—D, D—T, T—S, S—T"

Как соединять T-D, T-S, S-D я понял по примерам, которые там приводятся, а вот D-T, S-T там не разобрано и я в недоумении как выполнять задание. Но есть предположение, что при соединении D-T (гармонич.) намечаем бас 2 акк., общий звук ост. на месте, а остальн. 2 голоса ведем не вниз, а вверх? (По логике и в S-T голоса ведутся не вверх, а вниз?)
Собственно вопрос и заключается в том, чтобы Вы помогли мне разобраться.
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 11:55 
Hannover


>Как соединять T-D, T-S, S-D я понял по примерам, которые там приводятся, а вот D-T, S-T там не разобрано и я в недоумении как выполнять задание.

D-T есть такое точно как T-S, о котором Вы говорите, что поняли.
S-T есть такое точно как T-D, о котором Вы говорите, что поняли.
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 12:20 
Hannover


Общее правило для любых гармонических соединений трезвучий: все какие есть общие тоны повторяются, остальные тоны делают самый маленький возможный шаг, кроме баса, который свободный, то есть который может делать также и широкий шаг. Такое правило есть пригодное не только для квартовых-квинтовых соединений, но также и для терцовых, которые Вы будете узнавать в Вашем учебнике, насколько я понимал, позднее. Также позднее Вы будете узнавать дополнительные возможности для гармонических соединений, а именно что сопрано или тенор могут делать скачок (терцовый тон одного трезвучия может идти в терцовый тон другого трезвучия и тогда первое трезвучие будет расположено тесно, а второе трезвучие широко или наоборот - такое есть пригодное для квартовых-квинтовых соединений).

Общее правило для любых мелодических соединений трезвучий: бас делает самый маленький возможный шаг, остальные тоны делают также самый маленький возможный шаг, но в направлении противоположному шагу баса. Такое правило есть пригодное для квартовых-квинтовых и для секундовых соединений.
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 13:04 

Блюзовая балалайка

Rudi,можете ли Вы подсказать ,где есть упражнения на нетрадиционное голосоведение: модальную гетерофонию и т.п.?
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 16:10 
Hannover


>Rudi,можете ли Вы подсказать ,где есть упражнения на нетрадиционное голосоведение: модальную гетерофонию и т.п.?

Терминус Heterophonie первый раз с отсылкой к Plato предлагал Carl Stumpf в 1901, а именно в таком понимании, что Heterophonie получается спонтанно, когда несколько музыкантов играют одинаковую мелодию, но отклоняются от этой мелодии импровизационно. Таким образом специальные упражнения как-будто имеют противоречие с импровизационным смыслом Heterophonie. Когда я правильно понимаю, тогда некоторые практики джаза или русская "подголосочная полифония" есть также род Heterophonie.

Если же Вы имеете в виду ранние средневековые практики (как Perotin), во всяком случае я не знаю собственно упражнений, но знаю учебник от Diether de la Motte: Kontrapunkt (Ein Lese- und Arbeitsbuch), Bärenreiter-Verlag, 1981 (моя книга от 1991). Там есть задания для анализа, но нет упражнений для написания. Не знаю или эта книга доступная в России. Я знаю также издания произведений средневековых полифонистов с подробным комментарием, однако предполагаю, что похожие издания могут быть в России также.
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 21.11.2008 16:30 

Блюзовая балалайка

>Терминус Heterophonie первый раз с отсылкой к Plato предлагал Carl Stumpf в 1901, а именно в таком понимании, что Heterophonie получается спонтанно, когда несколько музыкантов играют одинаковую мелодию, но отклоняются от этой мелодии импровизационно. Таким образом специальные упражнения как-будто имеют противоречие с импровизационным смыслом Heterophonie. Когда я правильно понимаю, тогда некоторые практики джаза или русская "подголосочная полифония" есть также род Heterophonie.
Спасибо за ответ.Я именно имел в виду импровизационный ракурс.Вы утверждаете,что упражнения по теме идут вразрез с духом импровизационности; однако из очень большой собственной практики выяснилось,что и над импровизацией надо работать- и не только технически; импровизация,в которую вложена работа,всегда постороена лучше,чем совершенно спонтанная.Значит и гетерофонные импровизации могут быть лучшего и худшего качества,значит требуются какие-то правила-которые надо отработать..
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 23.11.2008 12:44 
Москва
бас-гитара

спонтанная импровизация - это анархия и употребление клише. чужих и\\или собственных. Любая импровизация должна следовать определённым правилам и законам. А их диктует (или сознательное отступление от них) та техника письма, или компиляция техник письма, которым вы научились.
"Есть такие телохранители, бояться которых должны сами наниматели" (с)
"все люди делятся на две категории: одна - это те, у кого револьвер заряжен, другая - это те, кто копает.....Ты - будешь копать." (с)
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 24.11.2008 11:11 
Hannover


>спонтанная импровизация - это анархия и употребление клише. чужих и\\или собственных. Любая импровизация должна следовать определённым правилам и законам. А их диктует (или сознательное отступление от них) та техника письма, или компиляция техник письма, которым вы научились.

Кажется, что мы отклонялись от темы этой ветки. Это отклонение есть само в себе интересная тема, возможно, что имело бы смысл переносить её в другое место. В том же, что относится к теме этой ветки, возможно, что автор вопроса не читает ответы, поскольку никакая реакция от него не следовала.
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 24.11.2008 19:16 
Оксюморон
Амикошонство Батрахомиомахия

Rudi, давно не практиковались?
Watch out where the huskies go and don't you eat that yellow snow. :banana1:
Автор
Тема: Re: Вопрос по "Учебнику гармонии"
Время: 05.09.2009 01:44 
Москва


Молодежная Джазовая Студия

“ C - Jam Club ”

Проводит набор студентов на новый учебный год

без ограничения возраста

По специальностям:

Труба , Тромбон , Саксофон ,

Фортепьяно , Гитара , Бас - гитара ,

Ударные , Этно - перкуссия ,

Вокал

В курсе обучения

-Теоретические группы, факультативы, профильные ансамбли.

Клуб, общение, мероприятия.



Студия, так же, предлагает специальные обучающие курсы, интересные занятия , уроки и предложения!



Информация

www .cjc.ucoz.ru

8 916 553-06-02



Основной набор-сентябрь, октябрь

Дополнительный набор на вакантные места – в течении всего года
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!