RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

форум вокалистов

Задать новую тему
Автор
Тема: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 01:54 
дальние болота замкадья
колоратурный сантехник

в связи с участившимися вопросами, пишем фак.

Регистры и подрегистры. Диапазон.

Начать надо с того, что классические, записанные во всей учебной и методической литературе переходные ноты для разных типов голосов списаны с учебников тех времен, когда камертон для Ля1 был на треть тона ниже, чем сейчас. Высчитываем. Вычитаем. Смотрим на результат. Можно округлить его до полутона – это все равно будет ближе к правде, чем то, что играет современное фортепиано, отстроенное современным настройщиком по современному камертону.

Второе – это то, что в голосе, помимо регистровых переходов, существуют еще и подрегистровые. Они могут быть обусловлены физиологией, могут – неверной техникой пения. Например, первую октаву диапазона человек может пропеть, практически не раскрывая рот. В разговорной позиции нижней челюсти или даже на зажиме. Собственно, интервал в октаву и сам по себе появился не случайно, для этого были причины (не только различие между разговорными тональностями женских и мужских голосов). Как только мы вступаем во вторую октаву, с самого ее начала, с каждой последующей нотой рот нужно открывать все больше и больше. Это могут быть миллиметровые подвижки, но он необходимы. Если этого не делать, в начале второй октавы любого голоса может образоваться подрегистр, иногда принимаемый за переходные ноты. Хотя на самом деле до переходных нот еще терция, а то и кварта/квинта вверх.

И вот мы открываем рот, открываем его по вертикали, а не вообще, иначе резонанс загуляет в уши и/или в затылок и единой позиции у звуков на разной высоте не будет. Предположим, что открываем технически правильно. В какой-то точке нижняя челюсть находит свой физиологический предел, ниже которого открыться просто не может, ресурс исчерпан. Однако, две дефолтные октавы еще не достигнуты, а для полноценного резонанса пространства в надставной трубе уже маловато. Обученный певец в этом случае начинает увеличивать это пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Если сразу (слишком рано) начать уходить в горизонталь, трудности с переходными нотами обеспечены, но мы же по умолчанию все делали правильно, да? Но если заткнуться на вертикальном открывании рта и пытаться так же лезть выше, у нас получается еще один подрегистр. Обычно он располагается на терцию выше переходных нот. Эти ноты иногда тоже принимают за переходные, хотя на самом деле это всего лишь техническое препятствие, на котором режим смыкания связок не меняется. Нужно всего лишь чувствовать, что нужно правильно сделать технически, чтобы этот момент пройти.

Далее. Где начинается первая октава диапазона, от которой мы считаем свой голос вверх? Это то место, где ВПФ при движении вниз заканчивается. А рабочий, родной для человека голос отсчитывается на две октавы вверх с последней ноты ее присутствия. При том, что вниз от этой ноты может быть еще хоть октава, хоть полторы горлом, грудью и желудком. «Связки смыкаются» еще не равно рабочим нотам диапазона. Рабочий диапазон – тот, где присутствует ВПФ равномерно и в полном объеме.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 02:36 



мало чего понял ,но всё равно увлекательно.
Огонь,иди #####
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 02:51 
Москва
Голос

Вмордукс - если кратко, то, как я понял, все подрегистры от необученности певца и кривизны постановки.

у обученного певца все ровно. а у необученного куча причин, почему может быть фигня.

и да, под нормальными нотами в академе понимается те, где есть металл, высокая певческая форманта. шубой по полу внизу не считается таковым.

в общем, маст рид, спасибо уважаемой Федоровой.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 06:27 
Новосибирск
тенор

Я, Любовь так ИМХОво понял.

Если представить, как то общО, то певческий голос, в основном, формируется двумя составляющими - "горизонт" и "вертикаль".

Комбинируя этими двумя параметрами, певцы и настраивают свой голос для нивелирования регистров, прикрытых переходов, попадания в грудные и головные резонаторы на всем диапазоне.

Понятно, что это всё больше интуитивно, методом проб и ошибок, но у меня вот так получается. ИМХО.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 08:32 
Москва
Домашний голос, дилетант

ИМХО

В древности первой нотой была Ля (сейчас До).
Т.е. регистры голоса можно рассчитывать и с Ля.

Примерно для мужских голосов:
ЛяК и выше - разговорный голос
ЛяБ и выше - грудной певческий
ЛяМ и выше - смешанный певческий
Ля1 и выше - фальцетный (головной)
Ля2 и выше - свистковый

В этих пределах можно перемещаться, но найти хооший тембр, силу и полётность можно лишь в пределах 1,5 - 2 октав.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 09:09 



fedorova, приветствую!

Позвольте два вопроса?

1. откуда берутся подрегистры в нижней части диапазона?
2. если вертикаль позволяет выйти на верхние ноты певческого диапазона, означает ли это что включив горизонталь можно подняться еще выше?
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 09:59 
Новосибирск
тенор

И ещё "горизонталь" придает голосу - металл, силу, звон
"вертикаль" - высоту, крылья, т.е. полетность, без увлечения носом.ИМХО.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 10:31 
Москва
Домашний голос, дилетант

ИМХО
"Вертикаль"- понятие чисто образное, как тот жест, который применил Краус в своём мастер-классе, когда показал, что в самой верхней части тенорового диапазона он посылает звук вверх
http://www.youtube.com/watch?v=NxZIHIHO0DA&feature=related
(он берёт си-бемоль)

Вертикаль - это не что иное, как использование развитого головного (фальцетного) регистра.

У певческих голосов есть фальцет, который сам по себе полётен и далеко слышен. Это и есть вертикаль - попадание звуковых вибраций в место, где звучит фальцет - в голову.

Горизонталь - это грудной резонатор, колебания трахеи, которые придают голосу резонанс, тембр, густоту.

Задача певца - внизу не потерять головное звучание (полётность), а вверху убавлять количество груди и держать звук в головном резонаторе.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 10:41 
Москва
Домашний голос, дилетант

ИМХО
Но Фёдорова имела в виду под увеличением по горизонтали совсем другое - некоторое заглубление в ротоглоточном резонаторе для его увеличения и придания ему специальной формы, создающей условия для верхних звуков и определённых гласных.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 11:00 
Рязань


Я так понял что если дальше ноты по вертикале не идут то надо горизонталь пытаться делать (не теряя вертикали ),а это как по ощущениям???? Типа улыбаться задней стенкой гортани или ещё как ...вон Алекс писал шо его как то на рвотном рефлексе учили ,но там особо горизонтали вроде нет...я пробовал у меня язык просто высовывается ,хотя облегчение кое какое есть...как бы горло держится лучше,не пытается в узел само по себе сворачиваться на верху...а какие ощущения при горизонтали??????????
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 11:43 

Шагаю между нот

Хорошо написано, спасибо!
Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Хороша только полная чушь.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 11:57 

Шагаю между нот

> в связи с участившимися вопросами, пишем фак.

Правда у пятиоктавных новичков меньше вопросов не станет :gulp:
Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Хороша только полная чушь.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 12:07 
Новосибирск
тенор

Ну куда нам до пятиоктавных новичков, хотя бы две осилить - натуральных, там и трава не расти.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 12:10 



Алекс, привет!

Говорят партия Отелло это две октавы + полтона. А что там вверху и внизу?
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 12:22 
Новосибирск
тенор

>Алекс, привет!
>
>Говорят партия Отелло это две октавы + полтона. А что там вверху и внизу?

Илья, салют! На верху у Отелло "До2" внизу "Си большой". В принципе это может спеть и лирический и, контр тенор, но не убедительно это все будет.
Пава пел Отелло, но он даже в Пинкертоне не такой, какого бы хотелось услышать, а в Отелло.... очень красивый, нежный, как бы не драматизировал,... а там характер другой!ИМХО, как бы чего не вышло.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 12:42 



Алекс, ой! До2 ?
А как же его великий МДМ пел?
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 13:06 
Поштова площа
фуникулёр

>Это то место, где ВПФ при движении вниз заканчивается.

мой до диез М - это подрегистр или конец диапазона?
то, что я принимал за импеданс, оказалось астмой...
покинул форум, в личку не писать
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 13:30 
Новосибирск
тенор

>Алекс, ой! До2 ?
>А как же его великий МДМ пел?
У МДМ небыло препятствий с "ДО2" Хорошо настроенному, поставленному голосу (тенору) - это не проблема!
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 13:50 



У МДМ небыло препятствий с "ДО2

Алекс, погоди! Я ведь и не говорю, что МДМ никогда не пел до2. Я лишь говорю о том, что когда МДМ стал активно петь Отелло, проблемы с до2 уже были. Ну где-то я это почерпнул. Обманули что-ли меня? :)


Хорошо настроенному, поставленному голосу (тенору) - это не проблема

На одном из музыкальных форумов какой-то знающий человек отозвался так о Соткилаве - тенор, который ни разу в жизни не спел верхнее до.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:02 
Москва
Домашний голос, дилетант

А чего вы теноров пиарите?
Разве баритоны или басы хуже?
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:02 
Новосибирск
тенор

чужой На одном из музыкальных форумов какой-то знающий человек отозвался так о Соткилаве - тенор, который ни разу в жизни не спел верхнее до.
О В.Атлантове так же писали, об Н.Огрениче, П.Доминго и других известных тенорах, но это не помешало им быть прекрасными музыкантами.
С "До2" нужно родиться - это встреча с Богом, когда тенор берет "До2" на сцене.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:07 



Алекс, да я ж и не хулю никого. Я просто прояснить хотел для себя, как МДМ пел до2 в Отелло.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:12 
Новосибирск
тенор

Тенора, как говорил З.Сотктлав поют до 40-45 лет, пока есть голос, потом поют на технике, а если её нет, то петь уже нечем!
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:13 
Москва
Домашний голос, дилетант

это встреча с Богом, когда тенор берет "До2" на сцене

Паваротти жаловался, что все от него только и ждут этого До2 и его это нервирует - можно всю арию хорошо спеть и поперхнуться на До2 и публика закидает тебя гнилыми помидорами. И наоборот.

Корелли ушёл практически из-за того же, стал невротиком.
Дель Монако пил термосы с крепким кофе и коньяком и посадил сердце.

У Доминго верхние ноты практически пропали и так происходит со многими профессиональными тенорами. Потому что поют в неестественном для мужчины диапазоне.

А кто поёт долго - снимают с груди.

Поэтому упоминать всевышнего в связи с До2 - это странно.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:37 
Новосибирск
тенор

garans Поэтому упоминать всевышнего в связи с До2 - это странно.

Это изречение мне не принадлежит, а кто сказал, не помню, но кто то из великих!
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 14:40 
Москва
Домашний голос, дилетант

Это изречение мне не принадлежит, а кто сказал, не помню, но кто то из великих!

От этого никому не легче.
Мало ли великих сгубили кучу народа.

Это я не в качестве претензии к пишущему, а ради справедливости.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 15:10 
Пермь
Химический факультет

Соглашусь здесь с нашим гуру, слушать оперу из-за отдельных нот это какая-то профанация искусства.
Шуба по полу, плавно переходящая в пельмень в горле.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 15:15 
дальние болота замкадья
колоратурный сантехник

>1. откуда берутся подрегистры в нижней части диапазона?
>2. если вертикаль позволяет выйти на верхние ноты певческого диапазона, означает ли это что включив горизонталь можно подняться еще выше?

1. если мы говорим по мужским голосам - по разным причинам. у некоторых рефлекторно двигается вниз гортань, а этого делать нельзя. нельзя путать открытие гортань с понижением положения гортани. у некоторых это преемственное от педагогов-женщин, работающих показом и не знающих особенности мужской техники. между женскими и мужскими голосами есть небольшая путаница. женщина тоже должна владеть приемом прикрытия - но у нее это происходит на нижнем отрезке диапазона, она прикрывает голос от нижнего перехода и ниже, если не работает в старинной белькантовой технике, конечно, в которой эти ноты берутся чистым грудным регистром и переход не маскируется никак. у некоторых просто физиологически так расположены связки (слишком близко к выходу из гортани, что дает свои преимущества для выходов наверх, или глубоко, что может обрезать верха, зато добавить тембра на середине и внизу). есть и сугубо индивидуальные причины, но это уже вопрос техники. сами понимаете, вокальных ошибок бывает гораздо больше, чем певцов.

АлексВин , да, примерно так и есть.

garans , как всегда, толкует о чем-то своем. ничего общего с тем, о чем я. правда. я не буду обсуждать, где есть приближения к верному пониманию, а где синусоида уходит глубоко в перпендикулярную реальность, потому что нахожусь в другой системе координат. одно могу сказать - вертикаль это оединение фокусировки звука с фокусировкой дыхания, и зависит от дыхания, потому что звук человек может научиться собирать за два месяца развнедльных занятий, а дыхалка может выставляться под этот звук годами. никаких заглублений ни на каком участке диапазона быть не должно, любое заглубление, равно как и вываливание звука слишком близко, уничтожает единую позицию, называемую вокальной или певческой.

>Я так понял что если дальше ноты по вертикале не идут то надо горизонталь пытаться делать (не теряя вертикали ),а это как по ощущениям???? Типа улыбаться задней стенкой гортани или ещё как ...вон Алекс писал шо его как то на рвотном рефлексе учили ,но там особо горизонтали вроде нет...я пробовал у меня язык просто высовывается ,хотя облегчение кое какое есть...как бы горло держится лучше,не пытается в узел само по себе сворачиваться на верху...а какие ощущения при горизонтали??????????

sasasa676767 , заднюю стенку гортани не надо трогать. это опять повредит позиции, заведет направление звука назад. по ощущениям - рвотное или не рвотное, а наизнанку выворачиваться придется. что, впрочем, не представляет особой трудности. хрящевые кольца гортани не замкнуты, сзади у них хорошо тянущаяся мембрана, вывернуться наизнанку гортанью вполне возможно :)

злобный Лунтик , на моем фортепиано, которое в вокальном строе на треть тона ниже, ваш додиезМ - это и есть доМ в общепринятом строе.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 15:17 
дальние болота замкадья
колоратурный сантехник

>Соглашусь здесь с нашим гуру, слушать оперу из-за отдельных нот это какая-то профанация искусства.


цирк тож искуство. просто слушатель перепутал павильоны, чтобы посмотреть цирк, зашел в театр.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 15:24 
Москва
Домашний голос, дилетант

цирк тож искуство. просто слушатель перепутал павильоны, чтобы посмотреть цирк, зашел в театр.
А ему показали стриптиз.
Домашнее пение в Смуле
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 18:48 
Москва
Тенор

> ИМХО
>В древности первой нотой была Ля (сейчас До).
>Т.е. регистры голоса можно рассчитывать и с Ля.
>Примерно для мужских голосов:
>ЛяК и выше - разговорный голос
>ЛяБ и выше - грудной певческий
>ЛяМ и выше - смешанный певческий
>Ля1 и выше - фальцетный (головной)
>Ля2 и выше - свистковый
>В этих пределах можно перемещаться, но найти хооший тембр, силу и полётность можно лишь в пределах 1,5 - 2 октав.

aforodef: В огороде, имейте в виду, бузина!
garans: Но в Киеве-то однозначно дядька!
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 19:39 
Рязань


avоrodеf , Я вот не знаю ...мне всегда хотелось петь тенором и я им очень завидую (увидел бы в жизни близко, убил бы наверное ,от зависти :) ...но как не бьюсь нифига не получается...хотя в принципе связки смыкаются наверху и на Ля 1 и на Сибим и даже на Си в очень хорошем состоянии...но вот по ощущениям у меня не всегда эти ноты может держать горло оно как бы иной раз держит... но чаще начинает сворачиваться...ну типа схлопываться чтоль ,сковываться ,заворачивается узлом и т.д.,хотя вроде делаю всё на дыхании,открываю челюсть и т.д....и вот у меня вопрос это я ещё как бы не очень обучился и со временем сумею держать горло в нужном положении или это уже увсё и я баритон и никогда тенором не бууу...
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 19:42 
Рязань


avоrodеf , Да и потом горизонталь наверху по ощущениям это примерно как??? Понимаю что может глупый вопрос по инету не обьяснить но всё же ,если можно пожалста
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 22.03.2011 20:35 
дальние болота замкадья
колоратурный сантехник

sasasa676767 , для того, чтобы дать ответ на ваш вопрос, мне надо более точно знать ваши ттх. по записям этого не вычислить, это не только слышать, это еще и видеть надо.
причины иногда бывают достаточно глупые - например, вес головы держится внешней мускулатурой шеи, что дает зажим на гортань, неощутимый как зажим, поскольку, может, у человека всю жизнь голова на весу, зато влияющий на свободу звукоизвлечения. или еще что-то такое же простое.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 23.03.2011 10:19 

vocal

avorodef, спасибо, отличный пост :super:
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 23.03.2011 10:31 
Москва
Hellish voice for example

>вес головы держится внешней мускулатурой шеи, что дает зажим на гортань


Вот жеж блин! Это имеется ввиду неправильная осанка?
секретный гитарист группы Iron Maiden
--------------------------------------------------------
сегодня ты играеш треш
а завтра бабу свою съеш!


"это даже не гроул это низкий адовый бурлящий сип из анала сатаны" (c) Demoraivola
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 23.03.2011 10:53 
Северный


avоrodеf
например, вес головы держится внешней мускулатурой шеи, что дает зажим на гортань, неощутимый как зажим, поскольку, может, у человека всю жизнь голова на весу, зато влияющий на свободу звукоизвлечения

Что-то я ничего не понял. Мышцы шеи в любом случае работают, так, или иначе. Что за "дефект" вы имеете ввиду, как он проявляется морфологически?
"Ни успех, ни поражение не имеют значения там, где речь идет об истинном призвании"
Николас Гомес Давила
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 23.03.2011 13:43 
или тот самый
Дезмонд

Я не много понял, но, выходит, что открывать рот горизонтально нужно на как можно более высоких нотах, спетых вертикально открытым ртом?
Добро пожаловать на мой канал: https://www.youtube.com/channel/UCmKdsMhEXicMmsUlL06Hccw?view_as=subscriber
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 23.03.2011 13:48 
дальние болота замкадья
колоратурный сантехник

это не дефект, это неправильная привычка держать голову - либо тянуться за звуком вперед, либо отбрасывать ее слишком далеко назад. до выработки мало-мальски устойчивого навыка держать голову следует ровно, чтобы не сбивать еще не устоявшиеся звуковые и дыхательные настройки.
еще есть привычка дорабатывать мускулатурой (все равно какой - брюшной, грудной, плечевой, шейной, лицевой, мышцами. которые натягивают связки) недостатков дыхания. но это уже другая история. это сказка про зажимы.
Автор
Тема: Re: регистры и подрегистры
Время: 24.03.2011 08:42 
Северный


avоrodеf
Как только мы вступаем во вторую октаву, с самого ее начала, с каждой последующей нотой рот нужно открывать все больше и больше.

А как быть с гласной "и"? На ней очень широко рот не откроешь :sm8:
"Ни успех, ни поражение не имеют значения там, где речь идет об истинном призвании"
Николас Гомес Давила
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!