RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

форум вокалистов

Задать новую тему
Автор Тема: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 03.07.2004 00:37 



Очень быстро выходит весь воздух когда пою выше Си (с октавами путаюсь,короче
это 2-я струна на гитаре). Максимум могу протянуть ноту 5-7 сек.на одном дыхании.
Дышу вроде животом. И к тому же голос достаточно быстро садится.
Подскажите,что делать? Можт упражнения какие?
Препода искать буду, но после лета! А сейчас время терять не хочется-
самостоятельно позаниматься хочу!
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 03.07.2004 02:28 
Al



Без препода, конечно, очень плохо. Если не хочешь терять времени, найди книгу(по-моему я её видел на http://websound.ru/) *Вокальный букварь*.
Там много чего написано по поводу.

Развитию дыхания ещё ОЧЕНЬ помогает(сам не пробовал, но уже скоро приобрету) дыхательный аппарат Фролова.

До конца лета тебе можно было бы взять пару занятий у хорошего препода. Пользы гораздо больше, сам понимаешь.

Упражнения, если сам не найдешь, потом напишу.

Кстати, отличного препода могу рекомендовать(вроде как в Москве он бывает). Только через мыло и только если у тебя серьёзный настрой.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 05.07.2004 20:51 



Скинь мне своё мыло плиз.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 09.07.2004 00:00 



2Alexx:
Я там нашёл тока уроки по гитаре.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 10.07.2004 01:36 



Приведу пару страниц из вокального букваря:

Дыхание
Механизм дыхания
Следует всегда помнить слова большого педагога-вокалиста Ф.Ламперти, который говорил, что на раннем этапе воспитания голоса певцу следует “учиться больше умом, а не голосом, так как утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние. “Хорошая голова - залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение - это “мастерство выдоха”, но чтобы “мастерски выдыхать”, надо научиться “вдыхать”.
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло, как смычок по струнам, заставит наш “голосовой инструмент” звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.
Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий “пучок” - “смычок”.
Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание - очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой “проблемой”, а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох - потом направленный выдох.
Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует “учиться набирать в легкие воздух”. Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.
1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень “высокое”, куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его.
Все дыхательные упражнения этого раздела “букваря” очень простые, даже примитивные. Вспомните, как робко маленькие дети делают первые в жизни шаги, отрываясь от пола, по которому они так ловко ползали. И сколько надо терпения и времени, чтобы научить их ходить. В нашей ситуации происходит нечто подобное. Мы много говорили и пели, не задумываясь над механизмом происходящего. Пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы “совершаем первые шаги”. Очень часто бывает, что человек не находит никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоординирована и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе.
Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко.
Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент нашего “строящегося здания”: певческого дыхания.
Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного реберного дыхания.
3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной “боевой готовности”, так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.
4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, “ощущая” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними зубами, через которую “идет ниточка звука”. Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но “не падает”. Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге “да”) получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. “Выжимать” воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4.
6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.
7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро “опал” объем воздуха в груди. Этот “стон” при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а “вздох-стон”. Или представьте себе, что грудь - это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук “стона” упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.
8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук “М”. Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, “заполнить вас” своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук “М” на “Н”, “В”, “З”. Требования и условия такие же, как на звуке “М”.
9. Все как в упр. № 8, только к согласной присоединить гласную: “МАА...”, “ВАА...”. Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.
10. Усложняем упр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: “МА-МА”. Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое “наполняет” пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
МА-МО НА-НО ВА-В
О ЗА-ЗО
МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
МА-МУ НА-НИ ВА
-ВИ ЗА-ЗИ
МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает “услышать то усилие”, которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову, его фундамент - грудь, диафрагму.
11. Надо задуть воображаемую свечу.
Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте “дуть на свечу”. Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.
Еще один важный момент. Когда вы начинаете “дуть на свечу”, то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.
А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное - естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.
Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что “искусство пения - это искусство выдоха”, мы должны постепенно им овладевать.

Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения.
Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего “дергать” мышцами живота, “тужиться”, что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.
Да, диафрагма - это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение в работе нашей сложной “машины-организма”! Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.
Мы уже говорили о том, что когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед - следствие вдоха!
Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.
Самая сложная задача певческого дыхания - это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение - это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.
Для начала неплохо было бы научиться не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук. Давайте еще раз вернемся к упражнению “со свечой”, но на сей раз будем руками контролировать дыхание.
Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, “подуйте на свечу” и “посмотрите” руками как действует диафрагма. Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха.
Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе. Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень, очень постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.
При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.
А теперь ощущения, полученные при “задувании свечи” повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук, потяните его, а руками в это время “следите” за “механизмом” выдоха. Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не “делался арбузом”.
Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.
При хорошем внимании в работе обучающийся довольно быстро понимает механизм диафрагмального дыхания. Вокальные задачи (упражнения, произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло схватить все возникающие перед ним задачи и трудности. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом.
Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы, “вываливая” его широким, рыхлым потоком.
По свидетельству С.Фучито, аккомпаниатора Э.Карузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха. Ф.Ламперти для тренировки дыхания и контроля плавности и экономичности фонационного выдоха рекомендовал певцу “поставить перед ртом зажженную свечу. Если пламя останется неподвижным во время издавания звука, значит дыхание используется совершенно правильно”.
Аналогичный прием использовал известный русский тенор Д. Смирнов. Вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.
Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы. Без звука развить певческое дыхание невозможно, и - наоборот. Упражнения, которые мы делали в начале этой главы, - подготовительные упражнения. Они укрепляют, развивают мышцы, дают представление о механизме профессионального дыхания.
Педагог М.Э. Тессейр процесс певческого выдоха сравнивала со струей фонтана, которая ###?агодаря своему постоянному напору, может удерживать легкий мячик. Мячик не падает, все время поддерживаемый струей воды. Так и звук никогда не должен “падать”, его беспрерывно поддерживает струя дыхания. Если фраза большая, то вы поджимаете живот снизу, этим усилием подается остаток дыхания и вы можете спокойно довести фразу до конца.
А вот что пишет педагог Е.Ф. Петренко: “Гораздо легче показать начинающему вдох при пении, нежели объяснить опору и подачу дыхания. Некоторые певцы до конца своих дней так и не могут понять, что же такое “петь на дыхании”. Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре”.
Вокальные упражнения для совершенствования выдоха должны быть очень простыми, в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Помогайте себе руками контролировать правильность процессов. Чередуйте наши простые дыхательные упражнения с вокальными, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений. Запомните: “Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или допускать расслабление в области “подложечки” (диафрагмы), то есть сохранить “вокальную форму” своего инструмента - тела. Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения”. (М. Гарсия)
Такой контроль над сохранением “вокальной формы” и наработанная техника пополнения израсходованного дыхания в паузах или между фразами - гарантия ровного, профессионального звука.
Поскольку сохранение вокальной формы в процессе пения - это очень важный момент, я процитирую еще одного педагога А.Г.Менабени: “Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты “оставался резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох”.
Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. Несколько слов о шумном вдохе. Шум этот возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание.
А теперь суммируем все сказанное.
Какие требования должен выполнять,
Какие навыки должен вырабатывать начинающий?
1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.
2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, “подпирает” ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа. Педагог И.П. Прянишников считает, что пение с полным желудком может дать эффект “качания звука”.
3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.
4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани (работы исследователей Л.Д.Роботнова и П.Органова показали, что такой тип вдоха способствует расширению трахеи и крупных бронхов). В.Барсова считала, что “моментальное глубокое дыхание с закрытым ртом сделать невозможно”. И, кроме того, этот вид дыхания (рот + нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться.
5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.
6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не “выжимать” при выдохе.
7. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должен сохранять “вокальную форму” тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.
8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная “задержка” дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух г) с призвуком “Х”;
д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
е) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук.
10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.
12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.
13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или литературному тексту.
14. Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство выразительности:
а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание;
б) драматическая музыка - тяжелое, медленное дыхание;
в) страстная музыка, передающая страдания - дыхание прерывистое, шумное.
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.
15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).
16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.
В результате такой кропотливой работы над построением своего “музыкального инструмента” - тела, над сложной координацией многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании серьезный, умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими радость и ему, и слушателям.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 10.07.2004 10:19 



-Al- "...задача певческого дыхания - это контролируемый и регулируемый выдох...
...По свидетельству С.Фучито, аккомпаниатора Э.Карузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха."

совершенно правильные высказывания. Жалко только, что предложенные упражнения к ним никакого отношения не имеют. ИМХО писалось для детского хора. Не совсем понятно, почему не использовать традиционные итальянские методики? На главных кафедрах, давших наибольшее количество вокалистов России, они используются с успехом.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 11.07.2004 05:15 
Апрель



Вобщем была такая проблемма. Это от несмыкалова. Смыкай связки и контроль за дыханием и попадалово в точку сами собой произойдут. Ты субтонишь вероятно.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 12.07.2004 18:30 
Санкт-Петербург


Слушайте, я вот тут для оного человека попыталась сгрести в кучу все, что вспомнила по дыханию. Вот, как насчет того, чтобы умные люди это дело почитали и поправили, где что-то не так? У меня вот, например, до сих пор какое-то непонятное отношение к втягиванию или наоборот выпячиванию живота на высоких нотах. Меня и так, и этак учили... как я понимаю, при втягивании живота мы делаем толчок за счет движения от живота к спине, а при выпячивании вроде как "садимся" на живот, и получается толчок снизу вверх... В общем, вот тут у меня ясности нет...

Ну и дальше то, что я тогда человеку написала, критикуйте... заодно я о себе много нового и интересного узнаю :)

(Перед тем, как текст сюда копировать, перечитала его... немного сумбурно, это составлено из кучи сообщений в аське, ну, сорри...)


Набираешь воздух в живот, как будто надуваешь воздушный шарик. Или так, как детстве надували, а потом по животу, как по барабану стучали.

Причем важно: именно в нижнюю часть живота, то есть все, что выше ремня, двигаться не должно. Так сразу не получится, будет и верх живота двигаться поначалу, но со временем должно все получиться. Трудно объяснить это мужчине, потому что черт вас знает, как вы это ощущаете... Женщины опускают внутренности вниз. Ну вот типа как... пардон... в туалете тужишься :-) так мне препод-мужчина объяснял :-)
В общем, стремиться к тому. чтобы грудь вообще не шелохнулась, а от верхней части живота уходить потихоньку :-)
Если хороший вдох, у тебя разойдутся в стороны и бока, и спина. То есть если ты на выдохе положишь руки на поясницу, чтобы кончики пальцев касались друг друга, на вдохе пальцы разойдутся в стороны.

Все упражнения выполняются именно с такими вдохом.

Теперь потренируйся на выдох. выдох - резкими рывками, как будто по животу ударяют, как по мячу. можно помогать себе, положив ладони или кулаки на живот, и чуть-чуть "подталкивая" движение. В идеале, насколько я знаю, все движение происходит засчет внутренних, незаметных мышц, и тогда живот на выдохе будет еще больше выпячиваться, но я как следует этого не умею, поэтому у меня движение живота внутрь заметно.

То есть делаешь мощные, "толчковые" выдохи за счет движения нижней части живота (часть ниже ремня). Удобнее для начала делать это сидя.

Опять же последи за собой в зеркало. чтобы грудь на выдохе не "цеплялась" (а она и не будет цепляться, если воздух в грудь не набираешь на вдохе).
Еще верхняя часть туловища - плечи, шея, грудь, спина должны при этом быть расслаблены. То есть когда поймешь, что к чему, технология станет ясна - начни расслаблять корпус. ну или с самого начала его не напрягай :-)

Тепреь упражнения на длинный ровный выдох: выдох делается долго, при этом ты произносишь "ссс" или "ффф". Важно добиться ровного выдоха, без толчков. На плавном выдохе это даже пожалуй, похоже на "ц-ц-ц".

Другое упражнение: наоборот на таком вот ровном долгом выдохе ты воздух как бы порциями выплевываешь. То есть на звуке "ц! ц! ц!"

Еще для дыхалки. делаешь ровный вдох в живот, растягивая его н 20 секунд, потом 5 секунд задерживаешь дыхание, потом так же ровно 20 секунд выдыхаешь. опять задержка 5 секунд, и снова по кругу.
постепенно это время будет увеличиваться. все промежутки - пропорционально друг другу.

теперь как отследить набор воздуха в грудь, вот еще...
Во первых, перед зеркалом, с голым торсом.
Во вторых, если у тебя ванна большая, попробуй "всплыть" и подышать лежа в ванной, как только пойдет воздух в грудь, начнешь тонуть.
В-третьих, подыши просто лежа на спине, так ты сразу ощутишь. когда у тебя начнет двигаться верхняя часть корпуса - это как раз значит, что пошел вдох в грудь.
В-четвертых (супер-упражнение): садишься на стул или на кровать, так, чтобы коленки чуточку вверх торчали (хотя это не так уж важно. но удобнее). Расставляешь ноги на ширину плеч, и укладываешь корпус на колени, свесив голову между коленями. Выглядит со стороны, извини, как будто ты ###?юешь в пьяном виде :-) Представил себе? дальше начинаешь дышать. Пока вдох в живот, твой корпус лежит нормально. как только вдох пойдет в грудь, твой корпус сразу начнет подниматься. так и почувствуешь.

во, нашла у себя упражнение: "махать животом":
сильно надуть - сильно втянуть (до спины). И так делать 24 часа в сутки, каждую свободную минуту, пока силы есть :-)
Попробовать даже на ходу.
Но при этом не напрягать верх копуса.

у тебя будет неудобство в легких, потребность сделать "довдох"
это вопрос привычки. Кислорода тебе хватит, даже более чем нужно. так что убивай привычку :-)
Что еще..
головокружение - прекращай, отдохни. Потом привыкнешь, кружиться не будет.

ЗЫ: брррр, до чего сумбурно.... что поделать, в спешке, в аське...
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 12.07.2004 18:56 



Свет, я начал читать, и понял, что дальше читать бессмысленно. Если вообще знаком с мышечной механикой ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО владения голосом, то тысячу раз понимаешь, что это все более чем смехотворно. Выше (или в других топиках) я уже аргументировал, что ни живот (мышцы пресса, и там еще что-то ниже, о чем говорила Евгеш), ни тем более мышцы анального сфинктера НЕ ПРИНИМАЮТ НИКАКОГО УЧАСТИЯ в вокальной механике. Укрепление их дает лишь рельефную фигуру и хороший мышечный тонус, но не более.

Я еще раз повторюсь, чем вас не устраивает классическая методика? Зачем вам надо блевать, зарабатывать грыжу, рвать задницу, если от этого все равно лучше не поете? Ну неужели не приходит в голову, что в нормальной педагогической работе это никто не использует?
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 12.07.2004 18:59 
Санкт-Петербург


Ну вот и узнала о себе много всего интересного :)

DJ, ну когда ты будешь на вопросы отвечать. а не пальцы кидать? ты крут, мы и так это знаем, ну так поделись истиной со страждущими... так куда живот-то девать?!?!?!?! Внутрь втягивать или выпячивать?!?!?!?
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 12.07.2004 19:31 



А когда ты просто говоришь, куда он девается? Вот туда же его и девать.

Во всех школах четко сказано (даже у пресловутого Ригза), что звукообразовательный (звукообразование , а не звуковедение) процесс не должен сильно отличаться от разговорного. Разговаривать вас никто, кроме матери природы не учил, правда? А вот как достичь того, чтобы это было звучно, ярко, тембрально окрашено, артистически эффектно, да еще и с красивым звуковедением...
Тут долго писать. Меня не хватит.

"ну так поделись истиной со страждущими..." - те с форума, кому надо, давно спрашивают лично. Вот только что ко мне пришла одна дама с форума. Ей я буду рассказывать.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 12.07.2004 21:11 
Таллинн


Хорошо сказал, а главное - правильно.
Вокал для начинающих - vokalistu.blogspot.com
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 13.07.2004 12:15 
Москва


Не, ну чуть что - сразу Евгеш......
Я говорила про лентовидную мышицу, понятия не имею как она называется правильно, а про аналы и брюшные мышци - это вы, батенька, мне чужие мысли приписываете.....
Мини-акция "За засранцем с совком и ранцем" http://evgeshtch.livejournal.com/
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 17.07.2004 18:41 



ой, слушайте, пример с карузо уж никак нельзя воспринимать всерьез. он страшно потел на сцене, несколько раз ему делали операцию по удалению узлов и умер он, говорят, от разрыва легких. ярко выраженная форсировочная манера пения. вот уж к великим дыхателям его нельзя отнести.
дыхание -- дыхательная гимнастика стрельниковой. самое простое -- упражнение на чи тцы фю... и генеральное решение проблемы дыхания -- петь тоньше, больше головы, сверху, а не снизу
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 18.07.2004 07:33 
Апрель



Ты бы расщифровала последнюю фразу.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 18.07.2004 18:05 



направляй звук как бы из-за макушки и натягивай кожу лба на макушку лба и вообще на пятую точку :))
не хватает дыхания потому что ты пытаешься достичь ноты, доставая ее с помощью воздушного столба снизу. а ее не надо доставать. ее нужно взять сверху и опереть снизу, прямо надавив на причинное место :)))
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 18.07.2004 22:10 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Меня учитель учил так - "Представь, что нажимаешь клавишу пианино, т.б. сверху"
Но суть одна :)

У меня тут другой вопрос назрел касаемо дыхания.
Как спеть ноту, когда дыхание заканчивается (рано или поздно оно всё же заканчивается, как ни извращайся) ?
Т.е. хочу я тянуть ноту 5 минут - как быть, т.е. как дышать ?
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 18.07.2004 22:30 



если ты сделаешь ноту более головной, возьмешь ее легче, то никаких проблем с длинной ферматой не будет
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 19.07.2004 07:59 
Апрель



Прикрой больше. Прикрой точнее.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 19.07.2004 12:34 



вот как раз не прикрой, а открой больше. чем выше тем болше нужно открывать, даже в академическом пении. прикрытие это путь в могилу вокальную
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 20.07.2004 07:47 
Апрель



Короче прикрой, открой, а там сам поймёшь где лучше, как легче. Делай что нибудь.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 20.07.2004 14:29 
Москва
Нервы

Что прикрой, что открой? :what: Ничего не понимаю. :sarcastic:
Извините, что я говорю, когда Вы перебиваете.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 21.07.2004 08:42 
Апрель



Прикрой дверь. Открой окно. Дёрни за шнурок. Вставь на всю длинну...
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 26.07.2004 23:13 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Скажем так - не хочу я ноту тянуть на высокой позиции.
Хочу на середине или на низах тянуть ....
И какой толк от этих прикрой-открой.
Как не прикрывай, дыхание прерывается - нота тоже.
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 27.07.2004 02:59 



Господи, какая каша в головах...
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 27.07.2004 04:06 
Апрель



Предположим есть всего три варианта. Если не первое так второе или третье, если не второе так второе или третье, если не третье то первое или второе.
У тебя похожая, если не сказать точь в чоть ситуация. Если не крыша, то несмыкалово или дыхалка, если не несмыкалово то дыхалка или крыша, если не дыхалка то крыша или несмыкалово.
Может просто возмёшь сам разберёшься. Чё бестолку спрашивать о том о чём народ представления не имеет. Никто ж не слышал как у тебя твоя проблемма проявляеться.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 27.07.2004 22:52 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Э ... проблемы нет - в смысле проявления :)
Просто интересно, как можно тянуть ноту, когда заканчивается воздух на выдохе.
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 28.07.2004 00:36 
Moscow, Saint-Pe
Music

А что если тебе вибрато делать, тут воздуха меньше надо расходовать?
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 28.07.2004 21:31 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Не понял ... а при чём тут вибрато ?
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 29.07.2004 00:11 
Moscow, Saint-Pe
Music

Вибрато экономит подачу воздуха, я это имел ввиду.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 31.07.2004 21:15 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Да блин .... причём тут экономит не экономит.
Я не о том, как тянуть ноту на выдохе как можно дольше.
А о том, как спеть ноту, когда заканчивается выдох ?
Реально такое или нет ?
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 31.07.2004 21:25 
Moscow, Saint-Pe
Music

Легкие тренируй!
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 31.07.2004 23:15 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

Понятно в общем, тему можно закрыть.
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 02.08.2004 03:08 
Апрель



Я тут ещё раз внимательно вчитался в вопрос... Нет, только представте - как спеть ноту когда дыхание заканчиваеться?. Это значит дыхание закончилось (воздух из лёгких весь вышел), а хочеться тянуть ноту ещё, ещё... и как это сделать? В смысле ноту потянуть ещё когда воздуха боле нет... либо я чё то не понял, либо надо просто купить себе встраиваемый куда нибудь микроревер... либо ещё что, но без какого то колличества воздуха в лёгких петь неполучиться)))))))))
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 02.08.2004 12:14 
Санкт-Петербург


Гы-гы-гы... все очень просто... заставить связки кол#####ся сами по себе, усилием воли, без дыхания, исключительно по команде мозга. А если связки при этом еще и живы останутся, и звук не особо противный будет... и ты на основе своего опыта методику разработаешь...
Может, еще и Нобелевку получишь :)

шучу, в общем.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 02.08.2004 14:12 
Санкт-Петербург


хм... это было вполне приличное слово, к-о-л-е-б-а-т-ь-с-я
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 02.08.2004 22:44 
Нижний Новгород
Ibanez S 540 Custom; дудки разные;

:)
Ну дык вот и было интересно, можно ли обойти данную проблему :)
Invisible bug
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 03.08.2004 03:28 
Апрель



Какую проблемму?
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 09.08.2004 21:14 
Жека



> дыхание -- дыхательная гимнастика стрельниковой.
Кстати, о птичках. Я занимался ей, но не для голоса, а от астмы и хр.ринита. Надо сказать, что вещь хорошая, пока занимался капал нафтизина раз в 5 меньше, чем раньше. Но потом забросил :(. А зря. Всё хочу опять начать, да руки не доходят.
Я даже прогу-ассистента сделал. Если кому надо, могу скинуть (200kb) ;)
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 19.08.2004 21:30 



Если перестанешь давиться, то дыхания может хватить одного на целый куплет или припев...
Если давишься и напрягаешься, а на шее лезут вены, то никакой тренинг не решит проблему дыхания...
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 20.08.2004 08:20 
bezobraz



гы... как это вибрато экономит?
ну трясётся у меня организма в резонансе с голосом - экономия воздуха то тут причём?!
може я не то вибрато называю...гы

к теме - особой длинной выпевания не страдаю, мне оно сроду и не нужно - 90 процентов партий речетатив, но - надо дыхание - дык дыши ёлыч... мягко, аккуратно, не калечась пытайся раскачать не получающийся приём БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ!!! и оно наверняка произойдёт (если конечно возможность развиться от бога вложена)
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 21.08.2004 13:15 



вот, алекс написал золотые слова. чем меньше давления тем лучше дыхание
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 23.08.2004 00:21 
FriedricH



Если я не ошибаюсь, то при вибрато воздуха действительно уходит меньше. То ли из-за того, что воздух расходуется только в моменты звукоизвлечения, то ли еще по какой причине. А насчет тряски организма... При неправильном вибрато воздуха будет уходить больше, гораздо больше. Не должен трястись организм, не надо форсировать.
Автор
Тема: Re: Что делать,чтоб дыхания хватало?!
Время: 23.08.2004 00:37 
Москва


"гы... как это вибрато экономит?"

Естественное вибрато получается при правильном импедансе. А именно импеданс и экономит воздух.
если есть желание серьезно учиться вокалу и получить высшее образование вокалиста - пишите в личку
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!