Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 11.12.2012 12:51 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Гитара ![]() ![]() ![]() |
Невидимый ник , а чего имя? - лев. Руслан эмоционален, непостоянен в желаниях, капризен и несколько хитер. ![]() |
|
я посмеюсь над своими успехами, и их подлинная цена станет очевидной
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 11.12.2012 13:03 |
|
---|---|---|
Москва Гитара, рояль. ![]() ![]() ![]() |
>Невидимый ник , а чего имя? - лев. >Руслан эмоционален, непостоянен в желаниях, капризен и несколько хитер. идеально....а каким ещё должен быть мужыкант? |
|
jazz
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 11.12.2012 21:57 |
|
---|---|---|
Москва music instrYment ![]() |
Pash , ну в свои учителя он тебя записал... да не важно в принципе)) у каждого хорошего препода процент плохих учеников превышает процент хороших в разы ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 11.12.2012 22:22 |
|
---|---|---|
Pey whiskey Love siski ![]() ![]() ![]() |
я тут был | |
>сpaть сел, и вылетело всё из головы (с)Доремидоредо
>я сперва помнил, а потом перестал (с)Доремидоредо |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 01:15 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
>Руслан эмоционален, непостоянен в желаниях, капризен и несколько хитер. Даже не знаю что и ответить в таком случае... ![]() |
|
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 01:55 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
![]() ![]() |
|
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 02:56 |
|
---|---|---|
Москва![]() ![]() |
DenKvadro , странно, просто человек занимался у меня всего месяц (если мне не изменяет память). То есть, считай, нисколько. | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 02:59 |
|
---|---|---|
Москва![]() ![]() |
А так - да, подавляющее большинство в конечном итоге не имеет того результата, на который рассчитывал в первую очередь преподаватель. Не всем нужен результат, не все знают, какой результат им нужен, не все могут работать, не все могут правильно оценить промежуточное и сделать определенные из этого корректировки процесса и так далее. | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 12:11 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Невидимый ник , нацист, что ль? Расслабься, у вас там в Москве весело же. Pash , поначалу был рад, что занимаюсь у тебя, но быстро пришел к выводу, что желаю искать в другом направлении. Не более того. Поэтому упоминания о всех своих учителях, о тебе в том числе, удалил - чтобы никто не думал, что я учу тому же, чему учили меня. Не думаю, что к моим статьям это имеет хоть какое-то отношение, но раз уж некоторые товарищи завели речь, считаю нужным озвучить. В данный момент мне интересны такие вещи, как психология музыканта, и в этом направлении я провожу свои изыскания - и не думаю, что уместно будет называть имена людей, которые помогли прийти мне к выводу, что работа над техникой в том ключе, в каком ее ведут мои бывшие преподаватели, не дает ничего, кроме техничных гитаристов, никому не интересных. На мое уважительное отношение это никак не влияет, в любом случае. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 12:16 |
|
---|---|---|
Bite my shiny metal A$$ ![]() ![]() ![]() |
Session , чего у нас с семинарами? ![]() |
|
Shiftuya shit
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 12:35 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
猫君 , у меня все нормально - провожу. | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 13:00 |
|
---|---|---|
Fender ![]() ![]() ![]() |
>работа над техникой в том ключе, в каком ее ведут мои бывшие преподаватели, не дает ничего, кроме техничных гитаристов, никому не интересных. На мое уважительное отношение это никак не влияет, в любом случае. все таки как-то неуважительно прозвучало предпоследнее предложение. И откуда такие выводы, интересно? Автор ты сам гитарист? Хороший? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 14:26 |
|
---|---|---|
Bite my shiny metal A$$ ![]() ![]() ![]() |
>у меня все нормально - провожу. а сколько уже было? ![]() |
|
Shiftuya shit
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 12.12.2012 23:35 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
>Невидимый ник , нацист, что ль? Расслабься, у вас там в Москве весело же. нет, и я не из москвы. ![]() Мне вощще по большому счету пох кто чел по национальности и откуда. ![]() Я просто так пошутил - типа прочитал имя и все сразу понял, всё про всё, а про москву - так это то, что каждый там гештальтист-фрейдист и консультант всех направлений психотерапии сразу. По факту, как дипломированный специалист, убивший на изучение "науки о душе" 6 лет в универе могу сказать твердо и смело: ПСИХОЛОГИЯ - ЭТО ВООБЩЕ НЕ НАУКА ! Как вуду там, самовнушение и прочие суеверия: если ты на это повелся - оно может и сослужит для тебя возможно даже хорошую службу, но в итоге все наступают на одни и те же обкаканные грабли "философско-экзистенциальных" тупиков.. ![]() ИМХО, тут не гештальт нужен, ибо он не предполагает, что без твоего постоянного контроля и бдения абрыган начнет играть сам расслабленными (надеюсь не слишком) руками и от души.. ![]() Динамические типологии тут тоже вряд ли помогут.. Научить юного абрыгана понимать себя сложнее, чем научить его шпилить по тыще нот в секунду... Да и прикинь сам - он пришел научиться лабать чермет чтоп телке давали, а ты ему в душу полезешь? Вот просто обучить его паре приемов - и если есть в нем "искра", некий интерес к деятельности гитаризма - он сам тебя и себя поймет или скорее всего забьет на это. Тут важен стимул - Боевой стимул, БОЕВОЙ Стимул (с), мотивация то бишь. ![]() Учуй только юный абрыган первые хоть слегка положительные результаты своей деятельности - это (скорее всего) подстигнет его к развитию. ![]() И пусть сначала это будет типа: "Оявыучил еще одну песню слипнот" - со временем такое позитивное самоподкрепление выведет тех, кому это в самом деле интересно на профессиональный или около того уровень... Простите капслок и многбукаф.. ![]() |
|
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 13.12.2012 00:33 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Гитара ![]() ![]() ![]() |
Session , у меня простой вопрос: предположи, что ты крут и избавил своих клиентов - музыкантов гитаристов от лишних зажимов, поднял самооценку и прочее. Что бы далее развиваться и быть успешным по жизни и востребованным музыкантом, ученик же должен уметь играть на инструменте, а ты сам мягко говоря плохой гитарист, и чего в итоге? какой монстр после твоих уроков? без зажимов с открытой душой уcensored гопника гитарой? а о секретах и таинствах творчества великих - ты свечку держал? лично моё мнение - модное интернет разводилово, но хоть не просишь денег на поломанный мозг и на том спасибо ![]() |
|
я посмеюсь над своими успехами, и их подлинная цена станет очевидной
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 13.12.2012 00:49 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Гитара ![]() ![]() ![]() |
Session , - хочу добавить (и добавил ![]() ![]() |
|
я посмеюсь над своими успехами, и их подлинная цена станет очевидной
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 14.12.2012 00:55 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
ОБРАТНО К СПИСКУ ТЕМ? | |
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 09.05.2013 18:56 |
||
---|---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Всем привет. Во вложении - сборник упражнений, направленных на развитие выразительности рок-музыканта, с пояснениями и прочим. | ||
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 09.05.2013 19:59 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
Интересно все. Перечитаю. Мои наблюдения. Хочу высказать.Может придут еще какие мысли. Замечал . Зачастую. Попадая в ситуацию правильной игры. по феншую. Гитарист . басист. итд. Наооборот получает порцию дискомфорта. Ему кажется. он плохо играет. куда то вылез. Ничего не клеется итд При этом зыучание на 5. Спрашиваешь. хорошо. вспомните .когда вам понравилось. как вы играли. Начинают называть те фрагменты. Где все было статично . нединамично. итд. Но при этом музыканты называли именно эти фрагменты . которые им давали комфорт. Т есть .(зачастую музыкант. плохо понимающий .чего ему надо делать в музыке. часто спрашивает. ну как звучало? по причине неадекватного как надо.) всегда должен быть человек со стороны. который знает . как и что. это не про гаммы если чо. Потому как на перыом этапе это дискомфорт. и его надо контролировать. Иначе музыкант скатывается . на то как ОН считает нужным. А это очень иногда далеко . от того что надо. Запись . на мп3 и вав . не дает полной картины. для контроля. еще проблема. Это поток мысли. ))) Киижку обязательно прочту. Респект. |
|
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 09.05.2013 20:07 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
Это Я про то. Как ОДНОМУ. заниматься. | |
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 09.05.2013 20:26 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Time, гитаристу может быть комфортно, когда он звучит мертво, потому что в мертвой игре он и сам остается "неживым". Неживая игра не выражает никаких эмоций и не затрагивает их - а это может дарить комфорт гитаристу. Этот комфорт похож на комфорт человека, который говорит: "Я выкуриваю две пачки сигарет в день, мне так удобно". Рад, что моя работа заинтересовала! |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 09.05.2013 20:40 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
>Time, гитаристу может быть комфортно, когда он звучит мертво, потому что в мертвой игре он и сам остается "неживым". Неживая игра не выражает никаких эмоций и не затрагивает их - а это может дарить комфорт гитаристу. Этот комфорт похож на комфорт человека, который говорит: "Я выкуриваю две пачки сигарет в день, мне так удобно". >Рад, что моя работа заинтересовала! Да. Конечно интересно. Интересно . что смещение даже просто сетки оценок . дает ломки как психологические. так физические. Правильно. По началу это не удобно. и не там где ты думаешь. Если Ты это выскажешь. тому кто считает себя оху тельным . В лучшем случае будут мелко гадить. Ну или пере ....бут гитарой сразу))))))) |
|
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 10.05.2013 01:23 |
|
---|---|---|
Москва![]() ![]() ![]() |
Не читал, потому что и сам мог бы написать нечто подобное, если бы ума у меня было слегка поменьше, чем и без того не так уж и много. Нет бы раз пять внимательно Неточку Незванову перечитать и порекомендовать сделать то же самое своим читателям! Вот ничего не знают о мироздании даже учёные - кроме банальностей. Но находятся авторы, исследующие потёмки тысяч и тысяч разных душ как нечто усреднённое - как у лабораторных мышек. Впрочем, даже школьникам понятно, что все люди разные, и все к гитаре (может, к музыке?????) приходят по-разному. В разном возрасте. И гитара для всех гитаристов - далеко не одно и то же. И "психология гитариста" (что за название!!!) ничем не отличается от психологии пианиста-саксофониста-скрипача-и т.д.. А что если, скажем, я барабанщик или аккордеонист или контрабасист, но на гитаре у меня получается не хуже? Думаю, исследование психологии кассира, скотовода или обходчика железнодорожных путей принесло бы нашему цеху больше пользы ![]() |
|
Музыка превыше всего. (с) Frank Zappa
Обращение к предметам, пусть даже и большим, непродуктивно и грит о съехавшей крыше автора. Васче песнь в пространство есть признак шизы. (с) лентяец |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 10.05.2013 01:27 |
|
---|---|---|
Питер гитара ![]() ![]() |
Вашему цеху уже ничего не поможет. Минута молчания. | |
графиня. а почему арбуз не кушаете? да ну иво. только ухи пачкает.
Филы это отлично. но нам платят за грув. |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 10.05.2013 01:59 |
|
---|---|---|
Москва![]() ![]() ![]() |
меня выписали , ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Музыка превыше всего. (с) Frank Zappa
Обращение к предметам, пусть даже и большим, непродуктивно и грит о съехавшей крыше автора. Васче песнь в пространство есть признак шизы. (с) лентяец |
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 10.05.2013 22:38 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
>но кто-то к такому ыкзаменту относится чересчур серьёзно это как раз таки автор, меня-то в касманауты ужо взяли и на пенсию отправили.. пойду воткну в новый высер на тему как быть духовно гармоничным гитаристом.. ![]() |
|
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 10.05.2013 22:42 |
|
---|---|---|
меня выписали усмирительное рубашко ![]() |
ид е омоторные упражнения. не, ну чесслово... орфорафически некомпетентные высеры читать считаю ниже своего достоинства.. |
|
Дамы и господа! Ежѣлі сіѣ есть аккордеонъ-буду вынужденъ прінѣсті своі извінѣнія.
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 21.12.2017 01:29 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Семинар об импровизации, текстовая версия |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 21.12.2017 05:10 |
|
---|---|---|
Берлин![]() ![]() ![]() |
какие крутые в Уфе наркотики | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 28.04.2018 22:27 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Серия статей об импровизации, копирую сюда первую статью, написанную для группы ВКонтакте "Гитара и гитаристы" (https://vk.com/guitartv). Если вы хотите научиться импровизировать (и вообще создавать музыку) — вырабатывайте связь между вашими чувствами и звуками вашего инструмента. Как — это отдельный (и большой) разговор. Поэтому серию статей, посвященных импровизации, я разбил на несколько блоков: в этой заметке я озвучу базовые идеи, которыми руководствуюсь, как музыкант и преподаватель, далее постепенно перейду к озвучиванию методологии, и в завершение — к тому, как она воплощается в практику. Надеюсь, такой формат оправдает себя. Итак, начнем с определений. Это поможет, кроме прочего, сразу определить для себя, насколько лично вам близки мои идеи. Музыка - это рассказ исполнителя о себе. Импровизация - это рассказ о себе здесь-и-сейчас. Единственное, о чем возможно рассказать с помощью музыки — это чувства. Чтобы случилась музыка (и импровизация в частности) необходимо: а) иметь хороший контакт со своими чувствами, б) знать, как рассказать о них с помощью инструмента, в) желать близости. Поясню пункт "в»: внутренний мир может быть бесконечно богатым, его обладатель может быть бесконечно чувствительным, но если эмоциональный контакт не входит в число приоритетов — все это богатство останется неизданным. Музыка — это язык. Музыка и речь во многом схожи, но в чем-то и различны: речь состоит из слов, музыка состоит из интонаций. Музыка по отношению к речи первична: первобытный молоток, попадая по первобытному пальцу, порождал интонацию, матерная поэзия из этой интонации сформировалась много позже. Слово - это форма, само по себе оно не имеет интонации. Мы извлекаем слово из хранилищ памяти и заполняем его любым интонационным содержанием. Слово — это способ обозначить явление, интонация — способ обозначить отношение к нему. Говорить на родном языке мы учимся с младенчества, навык музицирования — более специфичен, но тренируется по тем же принципам. Прохлада. Усталость. Пляж. Струна. Скала. Яркое. Произнесите эти слова, и вы обнаружите, как они пробуждают в памяти образы, ощущения. Сейчас произошло вот что: у меня было сообщение, и была знаковая система (русский язык), чтобы придать словесную форму моим внутренним образам. Вы проделали обратную работу: извлекли содержание из предложенной мной формы, во-образили то, что я перед эти из-образил. Общение — это обмен содержанием, помещенным в некие формы, непрерывный взаимный процесс кодирования и декодирования интрапсихического содержимого. Чтобы говорить о себе словами, нужно знать, что обозначают слова. Чтобы говорить о себе музыкой — нужно знать, что обозначают звуки. Если этой связи нет, то вместо импровизатора музыкант превращается в декламатора либо компилятора чужих идей. Итак: Музыка есть интонация в чистом виде, а интонации, в отличие от слов, понятны всем. Интонация — это не знающий языковых барьеров способ рассказать о своих эмоциях. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 28.04.2018 22:29 |
|
---|---|---|
Москва music instrYment ![]() |
Session , оч много букв, ссылка на ютюб работает лучше ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 20:44 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Упражнение на развитие мелодического чувства. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 20:47 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
Копирую текст статьи сюда: Как научиться импровизировать, ч.2 В этой статье я приведу упражнение, направленное на развитие мелодического чувства музыканта-импровизатора. ПРЕДИСЛОВИЕ Самый первый и самый логичный вопрос, которым следует задаться в этом месте: на кой черт захламлять интернет еще одним текстом про то, «как научиться импровизировать на гитаре», если от них и без того уже деваться некуда?! Объясняю. Упражнения, которые вы можете найти по запросу «как научиться импровизировать на гитаре», сосредоточены, по большей части, на механических манипуляциях с грифом гитары. Механические упражнения порождают механическую технику — т.е. движения пальцев, никак не связанные с вашим эмоциональным миром. Обычно происходит так: музыкант выучивает десятки и сотни аппликатурных форм, секвенций, чужих фраз и превращается не в импровизатора-рассказчика, а в беспомощного декламатора либо компилятора чужих идей. Дело в том, что музыка берет начало в интрапсихических процессах, попросту говоря — в эмоциях, чувствах, переживаниях. Если с ними контакта во время игры нет — хоть обыграйся секвенциями, толку не будет. Ну так вот. Упражнение, которое я предлагаю ниже, призвано наладить прямой контакт между чувствами и звуками. Начинающим гитаристам оно поможет сформировать основы собственного мелодического стиля, опытным — даст возможность выйти из замкнутого круга, в котором любые попытки творческого самовыражения заблокированы навязчивыми мышечными автоматизмами. Итак, музыкант может рассказывать о своих эмоциях с помощью интонаций. Чтобы получить интонацию, достаточно сыграть два звука последовательно, либо наложить один звук поверх другого. Очень важно иметь четкую, прочную и ясную связь между своими чувствами и интонациями, которые вы можете извлечь из инструмента. Тогда кирпичики-интонации, складываясь в мелодии, будут действительно вашим рассказом о себе, а не отрыжкой прилежного ученика, у которого случилось несварение от проглоченных (и не разжеванных как следует) кусков секвенций, гамм и арпеджио. Если мы посмотрим на мелодию как на проекцию эмоционального мира музыканта, то процесс создания мелодии мы можем рассматривать как процесс поиска. Есть чувства, и нужно найти подходящие для их выражения интонации. Чтобы поиск был успешным, необходимо соблюсти два условия: Иметь хороший контакт со своими эмоциональными процессами в целом (толстокожесть хороша где угодно, но только не в искусстве). Иметь хороший контакт со своими эмоциональными процессами во время игры. Я поясню п.2 подробнее: те или иные сочетания звуков способны вызывать внутренний резонанс, эмоциональный отклик. Играя и исследуя интонации инструмента и эмоциональные реакции на них, мы формируем двустороннюю связь между эмоциями и звуками. Такая связь позволяет делать осознанные мелодические слепки со своего текущего эмоционального состояния во время импровизации. Если этой связи нет, музыкант ударяется в унылый «выбор нот», «применение техники для решения задач», или «обыгрывание аккордов», а попросту — закидывает слушателя шлаком интеллектуальных концепций или навязчивых мышечных автоматизмов. В свете сказанного выше я бы дал такое определение чувству мелодии: это способность озвучивать чувства и чувствовать звуки. Это цепочка от чувств к звукам; цепочка, которая может работать в обоих направлениях, делая музыканта восприимчивым слушателем (в том числе и в отношении своей музыки) и чутким музыкантом. Я рекомендую играть упражнение одним пальцем. Если вы начинающий гитарист — это поможет сосредоточиться на мелодической составляющей, если вы опытный — это поможет отойти от ограничивающих креативность мышечных автоматизмов и механических паттернов. УПРАЖНЕНИЕ Шаг 1. Сыграйте на первой струне звуки на следующих ладах: 0-2-3-5-7-8-10-12. Вы можете услышать простую и ясную мелодию, в которой есть начало, развитие, кульминация и завершение. Это минорная гамма. Гамма — это простейшая архетипическая мелодия, строительный материал для создания бесконечного количества мелодий. Шаг 2. Поиграйте эти семь нот в любом порядке и в любом темпе, но с одним условием: время от времени останавливайтесь на открытой первой струне либо на двенадцатом ладу. Вы обнаружите, что эти остановки создают ощущение некоей завершенности, будто бы эти два звука в гамме являются точками покоя всей системы, в то время как остальные как бы тянутся к ним. Шаг 3. Откройте Гитар Про, выставьте темп 1 удар в минуту, нажмите F9 (зацикливание). Пройдите в меню выбора инструмента, и выберите «Pads». На шестой струне (самая нижняя линейка) нажмите «0». Запустите воспроизведение. Вы получите непрерывно тянущийся звук, так называемый бурдон. Теперь повторите шаги 1 и 2, но уже под бурдон. Вы обнаружите обострение эмоциональных смыслов, которые несет в себе каждый звук гаммы. Вы обнаружите, что каждый звук гаммы, накладываясь на бурдон, создает какое-то настроение, как-то ощущается вами на эмоциональном уровне. Вы обнаружите обострение напряжений и обострение собственных эмоциональных реакций. Вообще, чувства, которые вы испытываете, играя звуки поверх бурдона — это то, как работает цепочка «от звуков снаружи к чувствам внутри». Вы сможете обратить эту цепочку позже, когда опыт, проживаемый вами в этом упражнении, превратится в знание о том, с какими чувствами связан тот или иной звук. Вопрос времени. Если вы играете гамму в гармоническом вакууме, то приходите к двум результатам: во-первых, вы плохо ощущаете ее внутреннюю драматургию, во-вторых, вы теряетесь, попадая с этой гаммой в реальную игровую ситуацию — будь то джем или запись соло. Дело в том, что в тональности семь аккордов, и каждый звук в гамме, соединяясь с аккордом, создает уникальную интонацию, свое особое настроение. Таким образом, в семи нотах гаммы заложено сорок девять стартовых интонаций. Игра в гармоническом вакууме направляет ваше восприятие по культурально обусловленным шаблонам (вы слышите в гамме только интонации, характерные для натурального мажора или минора, потому что выросли на них). Говоря языком психологии, звуки гаммы — это Фигура, а аккорд — это Фон. Одна и та же фигура может полностью поменять свое значение в зависимости от фона. Игра в гармоническом вакууме на диване приводит к нарушенному взаимодействию с фоном в музыкальной реальности, и музыкант уподобляется дурачку из сказки, который на похоронах плясал, а на свадьбе заливался слезами. Шаг 4. Углубляемся. Исследуйте интонации по отдельности. Сыграйте первую ноту гаммы поверх бурдона. Сыграйте ее несколько раз (в угодном вам ритме и темпе), прислушиваясь к своим реакциям. Сделайте то же самое со всеми ступенями гаммы. Эмоциональные реакции могут проявляться по-разному, в том числе и опосредованно, в спроецированном виде (фантазии, образы, картинки, слова, телесные ощущения, вегетативные реакции). Возможно, образы будут разрозненными, возможно — сложатся в единую историю. Возможно, вы спонтанно придумаете названия этим ступеням, или обнаружите, что некоторые из них провоцируют цветовую синестезию. Исследуйте семь эмоциональных значений, которые образуют ступени гаммы, соединяясь с бурдоном. Исследуйте свое напряжение, возбуждение, усталость, отвращение, воодушевление, грусть, надежду, радость. Исследуйте образы, идеи, фантазии, картины, обрывки слов. Это нужно не для того, чтобы создать жесткие схемы, а для формирования навыка оставаться во время игры в одновременном контакте и со своим эмоциональным миром, и со звуками инструмента. Это упражнение бесконечно: личность меняется день за днем, и эмоциональный материал, который вы проецируете на гамму, тоже будет постоянно меняться. Правда, в целом восприятие гаммы и интонаций внутри нее будет оставаться более-менее устойчивым. Речь, скорее, об изменчивости оттенков стабильного в целом пейзажа. Шаг 5. Теперь исследуйте двухнотные кирпичики-интонации. Поиграйте, с соблюдением уже перечисленных рекомендаций, сочетания нот на ладах: 2-0, 2-3, 5-3, 5-7, 8-7, 10-12. В этих связках первый звук создает некоторое напряжение, ощущение незавершенности, а второй — будто бы приводит систему к состоянию покоя, полного либо относительного. Каждый раз позволяйте себе задержаться на первом звуке в паре, повторяйте его несколько раз в свободном темпе и ритме, усиливая ощущение незавершенности, напряжения, и затем играйте парный звук. Вы обнаружите, что какие-то сочетания вам по душе, а какие-то — не очень. Также вы обнаружите, что движение от первого звука ко второму в этих парах вызывает телесные ощущения. Если вы будете внимательны к ним, то очень скоро ощутите резкое возрастание вовлеченности в игру — и эта вовлеченность не имеет ничего общего с насильственным и скучным «сосредоточением» на упражнениях. Постепенно вы выделите какие-то любимые интонации из этого набора, и какие-то любимые способы ритмической организации этих звуков. Дальше вы обнаружите, что эти двухнотные кирпичики начинают соединяться между собой, образуя уже элементы вашего мелодического стиля. Также вы увидите, что аппликатуры левой руки начинают рождаться естественным способом, и ощущаются как органичные и не требующие усилий. Шаг 6. Телесная интеграция. Обратите внимание: сам по себе бурдон лишен ритмической нагрузки. Это непрерывный поток, и игра с бурдоном предоставляет вам неограниченную ритмическую свободу. Это может сильно фрустрировать: если вы привыкли полагаться не на собственное внутреннее ритмическое ощущение, а на внешний указатель ритма, то вы, скорее всего, попытаетесь побыть самому себе метрономом в этом упражнении, и сведете на нет магию бурдона, пытаясь по привычке «уложиться в ритм», задаваемый воображаемым кликом, или механически воспроизводя ритмические шаблоны (восьмые, триоли и т.д.). Ритм в чистом виде провоцирует в чистом же виде телесный резонанс — то, что мы называем драйвом или качем. Это может быть желание прыгать, кружиться, плавно покачиваться из стороны в сторону, тем или иным образом танцевать — но в любом случае ритм апеллирует к телу и распознается телом. Мелодия же всегда сочетает в себе и ритм, и интонационную составляющую, и за счет этого пробуждает переживания более сложного и комплексного порядка — чувства. Чувство — это социальный феномен, рождающийся в отношениях, и вы можете обратить внимание на то, что мелодия часто пробуждает не просто переживания, но воспоминания или фантазии об отношениях, в то время как ритм в чистом виде пробуждает реакции более аутистического порядка, заставляя вспомнить, что у нас есть тело — но не отношения. Зная это, попробуйте в этом упражнении, в своем исследовании мелодического чувства обращать больше внимания на ритм своих интонаций, и на то, какая связь существует между вашими ритмами и вашими телесными реакциями. Это позволит вывести связанность с инструментом на качественно иной уровень. Как это сделать: Прислушайтесь к своему телесному состоянию (локальное или общее напряжение или расслабленность, холод, тепло, жжение, пустота или заполненность и тд) и одновременно — к бурдону. Не играйте, сделайте паузу. Поскольку вы уже поиграли простейшие интонации и их сочетания, вы имеете представление о том, как звучит нота на том или ином ладу. Ваша задача —сыграть ноту на 2, 5, 8 или 10 ладу, предварительно запланировав ее, и представив ее звучание. Посидите, слушая бурдон, и представляя звук, который собираетесь сыграть. Если вы ощутите желание сыграть выбранный звук — позвольте этому желанию какое-то время быть, и тогда оно, скорее всего, начнет усиливаться. Сыграйте запланированный, желаемый звук, когда желание станет хорошо ощутимым на телесном уровне, когда вы начнете распознавать его как телесное напряжение, а не только как идею о том, что вы должны что-то сыграть. И если после этого вы захотите сыграть другой звук (разрешение) — оставайтесь пока там, где находитесь. Сыграйте прежний звук еще раз. Повторяйте это до тех пор, пока идея о том, что вы хотите сыграть другой звук, не превратится в отчетливое физическое напряжение. Тогда сыграйте желаемый звук, и обратите внимание на то, что будет происходить с вами на телесном уровне. Каждый раз, когда появляется желание сдвинуть неустойчивый звук (в данном упражнении это лады 2,5,8,10) в устойчивый (0,3,7), продолжайте играть неустой до тех пор, пока не ощутите желание избавиться от напряжения на физическом уровне. Кстати: обратите внимание, как вы ведете себя, повторяя один звук несколько раз. Не подгоняете ли вы то, что делаете, под неявно звучащий где-то в вашей голове бит, который рождается не из пульсации тела, а из ранее усвоенных представлений о том, что вы обязаны играть ровно, ритмично и т. п.? Если так — попробуйте разрушить этот бит, потому что нет других способов исследовать свой стиль, кроме как отказаться от идей соответствия стандартам и осмелиться пойти им наперекор. Стандартизация и индивидуация находятся на разных концах творческого спектра. С большой вероятностью, скоро вы начнете проживать свои интонации более глубоко и комплексно, и вы начнете чувствовать некое удовлетворение и удовольствие в момент извлечения звука, и это удовольствие будет носить физически ощутимый характер, что само по себе создает глобальную и качественно иную мотивацию к игре — когда гитарист играет, потому что ему приносит удовольствие процесс, а не фантазирование о грядущем техническом росте. Вообще, обильные фантазии о развитии технического мастерства, присутствующие в повседневных занятиях, обычно выполняют анестезирующую функцию, помогая не чувствовать отвращение и скуку к механической тренировке. Такая тренировка, способствуя развитию моторики, одновременно ослабляет эмоциональный контакт с инструментом, загоняя гитариста в замкнутый круг: он работает над техникой, пребывая во власти концепции, что эмоциональная интеграция случится по достижении определенного технического уровня. Но по мере наращивания объема мышечных автоматизмов эмоциональная вовлеченность все более нарушается, поскольку автоматизм и способность к осознанному присутствию антагонистичны по отношению друг к другу. Точно так же, как при создании интонации гитарист может полагаться на формальное знание («такие-то ступени гаммы устойчивы для этого аккорда») или мышечную автоматику (когда навязчивый пассаж или ход играется как бы против воли), так и при создании ритма гитарист может полагаться на выученные паттерны (восьмушки, триоли и тд). В противовес этому способу при создании интонации я предлагаю опираться на ощущение эмоционального резонанса, возникающего там, где найдены верные интонации, а при создании ритма — на ощущение телесного резонанса, возникающего там, где найдены верные ритмы (т.е. длительности и их сочетания). В этом упражнении, как вы заметите, эти два процесса присутствуют одновременно, способствуя и внутриличностной интеграции, делая тело более чувствительным, а эмоциональный процесс — более укорененным в теле. Заключение. Это упражнение в его базовом виде, и его можно варьировать как угодно, приспосабливая под разные цели. Например, его можно использовать для разъятия крупных автоматических кусков, вбитых в моторику, исследуя интонационные заполнения внутри выученных, но не обретших смысла пассажей. Главное, помнить о том, что: Мелодия рождается из чувств. Фигура (мелодия) зависит от фона (гармонии). Интонация отражает эмоциональные процессы, ритм отражает телесную составляющую этих процессов. Хорошая интонация резонирует эмоционально, хороший ритм резонирует телесно. Хорошая мелодия сочетает в себе хорошие интонации и хорошие ритмы. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 20:53 |
|
---|---|---|
Москва music instrYment ![]() |
Session , ты точно в порядке, может таки больничный нужен или отпуск? | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 21:10 |
|
---|---|---|
Уфа Электрогитара ![]() ![]() |
DenKvadro , слушай, а ты можешь где-нибудь в другом месте порезвиться? Вахту ты несёшь достойно, спору нет, но на форуме ведь не только жаждущие попетросянить обитают. | |
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 21:11 |
|
---|---|---|
Москва Guitars, Bass ![]() ![]() ![]() |
а ведь завтра 32 мая тащемта | |
Ok Guitar * Обыкновенный Гитаризм
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 31.05.2018 23:16 |
|
---|---|---|
Москва music instrYment ![]() |
Session , да ты ещё и юморист, достойно ![]() |
|
|
Автор |
Тема: Re: Статьи на тему: психология гитариста
Время: 01.06.2018 09:33 |
|
---|---|---|
Москва Jackson SL1/Russtone ![]() ![]() ![]() |
>но на форуме ведь не только жаждущие попетросянить обитают. С чего это ты так решил? ![]() |
|
|