RSS
Вы не зарегистрированы Регистрация | Поиск | Войти

Теория музыки

Задать новую тему
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 18.10.2015 16:19 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Паша, я думала. У меня с самого начала была мысль: освоить методику полностью и тогда, если не будет результата, договориться с Павлом Николаевичем насчёт занятий (если будет такая возможность) и приехать в Москву, чтобы разобраться со своим слухом. Только сначала надо "домашнее задание" выполнить.
Я думаю, это единственно верное решение в плане экономии времени и сил для тех, кто хочет сформировать АС по методике Бережанского.
Я бы сам предпочёл заниматься с Брайниным, если бы выдалась такая возможность.
http://www.youtube.com/watch?v=qvyUKunakHU
Я восхищаюсь этим роликом каждый раз, когда смотрю (начиная с 2:42).
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 18.10.2015 16:27 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Интересно, что строй пианино поднят где-то на 30 центов, но АСника мальчика и АСника Брайнина это не смущает никак....
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 21.10.2015 00:45 



>>Интересно, что строй пианино поднят где-то на 30 центов, но АСника мальчика и АСника Брайнина это не смущает никак....

Может, в записи как-то изменена скорость?

А к Брайнину реально попасть на занятия?
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 21.10.2015 08:43 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Может, в записи как-то изменена скорость?
Не думаю.
>А к Брайнину реально попасть на занятия?
Филиал его школы есть в Москве, а сам он в Германии.
http://www.brainin.org/home_russkij.html
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 22.10.2015 09:18 




>
>>А к Брайнину реально попасть на занятия?
>Филиал его школы есть в Москве, а сам он в Германии.
>http://www.brainin.org/home_russkij.html

-Я был с ним в переписке; Валерий берет детей не старше 8 лет.
Не Рига
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 23.10.2015 20:39 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Я понял еще одну причину с формированием АС: получение АС я рассматривал как компенсацию жизненных проблем, уход от них, хобби. А так нельзя... Надо пройти с нотой огонь, воду и медные трубы. Подружиться с ней, чтобы она стала родной, а не была лишь источником хорошего настроения. С недавних пор момент учтён.
Благодаря этому я начал как-то более естественно ощущать ЭЧОО ноты "си". Нету напрягов и эйфоричных прослушиваний, после которых обычно наступала депрессивная яма от снижения яркости восприятия ЭЧОО.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.10.2015 17:49 



> Я не нахожу в определенной "минорности" A-dur свидетельства в пользу ладовой гипотезы.
Я ведь обосновал - почему. А Вы просто написали "не нахожу". Тогда это уже Ваши личные трудности.

Параллельная тональность - это же не функция 5й ступени? Поэтому и не вижу свидетельства в пользу трактовки Б о привязке окраски к ступеневому качеству в моноладотональности.

> А вот то, что в обертоновом ряду любого звука заложена соответствующая мажорная тональность - это, по крайней мере мне, очевидно. Соответственно и тональность приобретает окраску тоники.
да это очевидно, что в любом звуке содержится мажорная тональность. Вы не потрудились обосновать, почему Ля мажор имеет оттенок грусти.

Я могу это обосновать но не в рамках форума (достаточно объемно)

>Следуя ладово-ступенной логике, можно предположить, что, например, Фа будет иметь квартовую, а Соль квинтовую окраски.
Что такое квартовая или квинтовая краски? Ступени в ладу не имеют "квартовую и квинтовую краску". Скорее тогда доминантовубю и субдоминантовую.

Сомневаюсь, что такие существуют. Доминанта, субдоминанта это функции, а как функция может иметь окраску? Окраску имеет звук, интервал, аккорд, октава, тональность, но никак не функция.

> Но их окраски совершенно другие.
Какие?

Если бы это было просто описать словами, то, наверно, АС все вырабатывали бы на таких описаниях очень быстро. Это же чувства и эмоции...
Тем не менее постараюсь передать хоть что-то:
Ля - описал ранее (светлая грусть) + оттенок перезрелости, если Соль (ниже) яркий солнечный день на природе, то Ля - это уже знойное марево полудня...
Соль - радость и веселье, солнечный, яркий день на природе
Фа - некая растерянность, настороженность, одновременно учтивость с долей подобострастия, очень ранее утро летом, когда еще не понятно каким будет день...


Кстати, эту двойственность Фа и Ля тоже могу объяснить, но опять-таки не в рамках форума...
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.10.2015 18:08 



По параллельным тональностям имел в виду 6 ступень
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.10.2015 21:59 



Если Вы считаете, что Ля это пятая ступень, тогда понятно, почему Вы не находите минорнности.
А если все-таки - 6я, то это тоника параллельного минора, отсюда и грустная окраска. Которая на самом деле не обязательно присутствует...

> Сомневаюсь, что такие существуют. Доминанта, субдоминанта это функции, а как функция может иметь окраску? Окраску имеет звук, интервал, аккорд, октава, тональность, но никак не функция.
Функция именно и имеет окраску. Функция - это тяготение, которое нам дается в виде ощущений - острая ступень, спокойная ступень и тд.

> Окраску имеет звук, интервал, аккорд, октава, тональность, но никак не функция.
Вы не воспринимаете ладовых красок?

> Если бы это было просто описать словами, то, наверно, АС все вырабатывали бы на таких описаниях очень быстро. Это же чувства и эмоции...

Ладовое чувство - это и есть эмоции. Вы же читали Теплова.
... а вот, окзалось рядом:
" Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определённых отношений между звуками, и то, что мы называем ладовой окраской звуков, с психологической стороны является прежде всего некоторым эмоциональным качеством; Нельзя сказать, что мы ощущаем устойчивость или неустойчивость звуков мелодии, мы её в самом буквальном» значении слова чувствуем .

Тонкое различение ладовых функций звуков — это тонкость различения тех эмоциональных качеств, которые характеризуют отдельные ступени лада.
Слово «чувство» в. термине «ладовое чувство» надо понимать не в том условном значении, которое оно имеет, например, в терминах «чувство высоты» или «чувство интенсивности», обозначающих сенсорные функции различения, а в прямом его значении—в значении эмоционального переживания. "
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 25.10.2015 00:24 



>Функция именно и имеет окраску. Функция - это тяготение, которое нам дается в виде ощущений - острая ступень, спокойная ступень и тд.

Тяготение подразумевает 2 звука
То же самое и у Теплова
>" Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определённых отношений между звуками

Я же говорю об окраске любого отдельного звука, она не меняется при смене ладотональности и поэтому абсолютна.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 25.10.2015 01:25 



> Я же говорю об окраске любого отдельного звука, она не меняется при смене ладотональности и поэтому абсолютна.
Ну, мы ходим по кругу... Вы никак не поймете суть теории Бережанского. Определенные положения его теории уже проверены практикой.
Я попробую еще раз масксимально упрощенно объяснить - базовая тональность становится константной и все остальные тональности, аккорды и звуки воспринимаются относительно нее. Это происходит мгновенно и бессознательно. При этом обычное относительное слышание сохраняется. При этом появляется двойное слышание значения (окраски) звука - константное и относительное. Это понятно?

Если Вы хотите дискутировать, то хотя бы потрудитесь понять теорию, с которой Вы не согласны и критикуете. А если Вы не способны понять, то как можете критиковать?
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с)
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 10.11.2015 11:12 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Сергей, Наталья и остальные
Хочу сделать признание: из-за отсутствия успехов у самого себя я втайне надеялся на неуспех у всех остальных и фактический желал его всем, кто занимается по методике Бережанского, чтобы самому первому сформировать АС и доказать свою правоту и вашу неправоту. Отныне я веду большую работу над собой в этом плане и надеюсь, что смогу побороть свои низменные эмоции и чувства (зависть и неуважение к собеседникам в первую очередь). Хочу всем еще раз принести извинения за свои высказывания и тайные надежды и пожелания неуспеха.
Это не троллинг. Я провожу масштабную работу над собой по формированию полноценной неневротической взрослой личности и самообличение входит в ее состав.

Вованыч
Я до последнего хотел, чтобы у меня всё получилось по моей методике и поэтому под всякими выдуманными предлогами избегал пересечений с твоей, потому что не могу признать своего поражения, хочется тоже быть первооткрывателем еще одной методики по развитию АС. Приношу извинения за своё неуважение и в твой адрес, которое выражалось в умничании в нашей переписке, высокомерии, отказе от твоей помощи. Здесь я работаю над своей манией величия, завистью, тщеславием, высокомерием, гордыней, неумением проигрывать и неуважением. Я решил не валять дурака и начать выполнять твои рекомендации, признав своё поражение.

А теперь по поводу АС.
Вчера при прослушивании гармоник звука "си" я вдруг обнаружил, что слышу их и не слышу интервалов между ними, ОС полностью отключился на какое-то время, пришлось приложить усилие, чтобы его включить. И еще в голове мелькал фиолетовый цвет для звука "си", возможно, это формирование синестезии, пока не знаю.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 10.11.2015 12:43 



У меня всегда вызывают уважение люди, стремящиеся к вершине. Само стремление красиво. А выбор "горы" - дело личное, как и маршрут, инструменты и пр.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 10.11.2015 17:45 



>Вованыч
>Я до последнего хотел, чтобы у меня всё получилось по моей методике и поэтому под всякими выдуманными предлогами избегал пересечений с твоей, потому что не могу признать своего поражения, хочется тоже быть первооткрывателем еще одной методики по развитию АС. Приношу извинения за своё неуважение и в твой адрес, которое выражалось в умничании в нашей переписке, высокомерии, отказе от твоей помощи. Здесь я работаю над своей манией величия, завистью, тщеславием, высокомерием, гордыней, неумением проигрывать и неуважением. Я решил не валять дурака и начать выполнять твои рекомендации, признав своё поражение.

Паш,
По-моему, ты зря занимаешься самобичеванием. Я никакого неуважения и умничания с твоей стороны не наблюдаю...
Мое предложение в силе, если хочешь позаниматься по моей методике, пиши на мыло.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 10.11.2015 22:59 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Паш,
>По-моему, ты зря занимаешься самобичеванием. Я никакого неуважения и умничания с твоей стороны не наблюдаю...
>Мое предложение в силе, если хочешь позаниматься по моей методике, пиши на мыло.
Мне просто надоело нести груз самообмана и я решил покончить с этим.
Напишу, как только появится время.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 08:58 



Здравствуйте. Скажите пожалуйста у меня абсолютнфй слух или еще нет? Результат мой написан в правом нижнем углу.
screenshot_20151118191926.png
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 09:20 



mapoftheproblem, какое-то мобильное приложение? А там скорость задаётся, или пока не выберете ответ - пауза? Расскажите, по какой методике занимаетесь, сколько времени и пр.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 10:13 



>mapoftheproblem, какое-то мобильное приложение? А там скорость задаётся, или пока не выберете ответ - пауза? Расскажите, по какой методике занимаетесь, сколько времени и пр.

Нет там скорость не задается. Звучит нота, и нужно угадать какая. И пока не выбрал, следующая не звучит. Но вы не ответили, у меня абсолютный слух или нет??
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 10:30 



> Но вы не ответили, у меня абсолютный слух или нет??

Может - да, может - нет. Недостаточно информации.
А как Вы определяете звуки?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 10:36 



>> Но вы не ответили, у меня абсолютный слух или нет??
>Может - да, может - нет. Недостаточно информации.
>А как Вы определяете звуки?

ну допустим, когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже... С другими сложнее, и я их как бы сравниваю с до и ре, например если сыграет фа, а потом ре и до то получается как будто заканчивающаяся такая фраза. Си играет как будто не в тему всегда, и я тоже обычно с этой нотой не ошибаюсь. А до, ми и соль последовательно звучат благозвучно
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:01 



>ну допустим, когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...

Ясно! А в этой программе звуки же генерируются случайным образом? Т. е. заранее не знаете, с какого звука начинается тест?

>С другими сложнее, и я их как бы сравниваю с до и ре

Вы пробовали в середине теста "отвлечься" - послушать музыку в какой-нибудь тональности "с чёрными клавишами" - и затем продолжить тест?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:14 



>ну допустим, когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...

А ещё где-то узнаёте эти звуки, помимо программы? Допустим, если звучит мелодия в неизвестной Вам тональности - там тоже узнаете До и Ре?
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:26 



>>ну допустим, когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...
>Ясно! А в этой программе звуки же генерируются случайным образом? Т. е. заранее не знаете, с какого звука начинается тест?
>>С другими сложнее, и я их как бы сравниваю с до и ре
>Вы пробовали в середине теста "отвлечься" - послушать музыку в какой-нибудь тональности "с чёрными клавишами" - и затем продолжить тест?

Да, случайным образом. Нет, не пробовал.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:29 



>>ну допустим, когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...
>А ещё где-то узнаёте эти звуки, помимо программы? Допустим, если звучит мелодия в неизвестной Вам тональности - там тоже узнаете До и Ре?

Нет, не узнаю.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:34 



> ... до, ми и соль последовательно звучат благозвучно

Когда сравниваете звуки между собой, работает относительный слух.

> ... когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...

А если усложнить тест? Добавить в него "чёрные клавиши" - всё равно будете устойчиво узнавать До и Ре? (даже если при этом не различаете другие звуки)
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:36 



>Когда сравниваете звуки между собой, работает относительный слух.

Поэтому хотела уточнить, знаете ли Вы заранее, с какого звука начинается тест.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:47 



>> ... до, ми и соль последовательно звучат благозвучно
>Когда сравниваете звуки между собой, работает относительный слух.
>> ... когда играет до - я определяю безошибочно. Когда ре - тоже...
>А если усложнить тест? Добавить в него "чёрные клавиши" - всё равно будете устойчиво узнавать До и Ре? (даже если при этом не различаете другие звуки)

надо будет другую программку найти. в этой есть только белые клавиши)))
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:52 



Ещё нюанс. Перед выполнением теста как-то настраиваетесь на звучание До или Ре? Ведь можно потыкать кнопки - "поймать" звучание До или Ре, сразу начать новый тест и в нём хорошо определять звуки. Просто чтобы не самообманываться.
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 11:55 



>надо будет другую программку найти. в этой есть только белые клавиши)))

http://www.teoria.com/en/exercises/ne.php
Здесь задаётся темп, только надо в настройках ставить не 1 звук, а 9. Если делать по одному звуку, темп не выдерживается :)
Продолжение занятий по развитию АС: http://vk.com/perfectpitch
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 19.11.2015 12:00 



>>надо будет другую программку найти. в этой есть только белые клавиши)))
>http://www.teoria.com/en/exercises/ne.php
>Здесь задаётся темп, только надо в настройках ставить не 1 звук, а 9. Если делать по одному звуку, темп не выдерживается

на самом деле этот сайт у меня уже давно в избранном висит, но руки до него еще не дошли)))
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.01.2016 10:56 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

Из последних наблюдений. По моим ощущениям, произошло психологическое расширение полутона: если раньше он ощущался как нечто маленькое, едва различимое, то сейчас звуки как бы отдалились друг от друга. Я так подозреваю, не без АСной составляющей.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.01.2016 14:12 



>Сергей, Наталья и остальные
>Хочу сделать признание: из-за отсутствия успехов у самого себя

В отпуск, на море, СРОЧНО, на месяц, не меньше.

ИМХО
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 24.01.2016 19:57 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>>Сергей, Наталья и остальные
>>Хочу сделать признание: из-за отсутствия успехов у самого себя
>В отпуск, на море, СРОЧНО, на месяц, не меньше.
>ИМХО
Как только смогу, съезжу.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 05.02.2016 22:44 

гитара

Дорогие музыканты!
желаю вам огромных успехов и достижений в музыкальном искусстве
пускай вас сопровождает невероятное количество прекрасных мелодий, произведений и песен
и самое главное - пусть вдохновение никогда не пропадает!
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 06.02.2016 10:16 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

>Дорогие музыканты!
>желаю вам огромных успехов и достижений в музыкальном искусстве
>пускай вас сопровождает невероятное количество прекрасных мелодий, произведений и песен
>и самое главное - пусть вдохновение никогда не пропадает!
Спасибо! И тебе всего того же самого!
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 06.05.2016 23:45 
Санкт-Петербург
Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС

После перерыва вернулся к занятиям по АС.
Сейчас использую то, что советовал Вованыч - слушать каждый звук по чуть-чуть, друг за другом, по хроматической гамме вверх и вниз:
1) до -> ту -> ре -> мо -> ми -> фа -> зу -> со -> ло -> ля -> цу -> си
2) си -> цу -> ля -> ло -> со -> зу -> фа -> ми -> мо -> ре -> ту -> до
Но я дополнил это своим любимым делом: просмотром картинок.
Я это уже делал раньше, но сейчас я вообще стараюсь не представлять виртуальных картинок в голове, а всё время смотреть глазами на реальную картинку.
Сначала я просто смотрю на картинку, потом, продолжая смотреть, начинаю играть ноты.
Я скажу так: на сегодняшний день по моим наблюдениям ,прогон всех 12 нот через одну реальную картинку гораздо эффективнее, чем представление виртуальных для каждой ноты отдельно.
И вот почему:
1. Нота меняет восприятие картинки: усиливает какие-то имеющиеся на картинке краски или добавляет новые.
2. Если при смене ноты ничего не меняется, я сразу же делаю вывод, что выпал из проАСного состояния с АСным слышанием. Я задерживаюсь на этой ноты и жду, пока появится ЭЧОО, потому иду дальше.
Я вообще не стараюсь ничего насильно запоминать , просто ловлю ЭЧОО каждой ноты и предоставляю мозгу время самому сделать всё, что надо, чтобы эти ЭЧОО засели в памяти, ведь главное не АС как таковой, а получение удовольствия от ЭЧОО...
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 22.05.2016 01:07 
Москва


Привет, друзья!
Давненько я здесь не был, так рад всех видеть!
Я тоже по-прежнему не сдаюсь и пришел с кучей новых идей, поражающих своей восхитительностью.
Прежде всего хочется сказать... Вот уж никак не думал, что скажу что-нибудь подобное, но, похоже, Бережанский был отчасти прав насчет ладовой природы абсолютного слуха. Впрочем, обо всем по порядку.

Некоторое время назад я начал экспериментировать с интонациями человеческой речи, если говорить по нотам. Например:
Соль-соль–си–ре-ре-ре-ре-ре-ре?
Карл-у–Кла–ры-у-крал-ко-рал-лы?
Ведь это трезвучие можно не только петь или играть, оно еще и фиксирует в нотах вполне нормальную человеческую интонацию вопроса. В данном случае мы явно знаем, что Карл украл кораллы, и нас интересует, украл ли он их у Клары.
А вот если мы просто потрясены тем, что такое мог совершить наш Карл, украсть (ведь украсть же!) не что-нибудь, а именно кораллы да еще и (какое свинство) у Клары, то можно сделать так:
Соль–си–ре#–соль?!
Карл у – Клары у – крал ко – раллы?
Это просто пример. Можно дальше экспериментировать, строить теорию интонаций речи...
Ну разумеется я искал в интернете и не то что такой теории не обнаружил, но даже намеков, идей. Видел какое-то видео с какой-то, я так понял, терапией, где пациент две ноты проговаривает, и все. Может плохо искал, но... Ребята, ну как так можно? Ну не до такой же степени!!! Я понимаю там всякие сложные научные идеи, человечество веками к ним приходит, то тут-то такая простейшая, естественная фигня, и никто не почесался со времен изобретения нотной записи? При этом это ведь так полезно будет всяким актерам, дикторам, при изучении иностранных языков, еще для чего-нибудь...
Впрочем идея-то простая, но чтобы точно выдавать интонации по нотам, похоже нужен наш любимый абсолютный слух. Ведь если мы поем песню, то мелодия ведет нас и мы точно интонируем. А если мы пробуем говорить по нотам, у нас нет такого ориентира, нет ощущения правильности тона. Мы можем только проверить, сыграв ноты и проговорив еще раз, что если до этого проговорили неправильно, то не достигли желаемой выразительности. Здесь очень помогает эмоциональность (Гулынина, привет!), если говорить страстно, становится легче. Но все-таки вскоре понимаешь, что желательно уметь чувствовать и воспроизводить ноты сами по себе, а не только следуя за интонацией.
В процессе экспериментов это у меня начало получаться. Я обнаружил способность вспоминать и говорить некоторые ноты, без предварительной настройки и даже на следующий день. Отчасти помогает память связок, но может быть даже в большей степени ощущение ноты. Правда, на этом я на время прервался, потому что почувствовал, что что-то упускаю. Мне давно знакомо это чувство, когда вроде бы такие прекрасные идеи, а заниматься не хочется. Проверено: надо искать какой-то новый путь.
Поэтому в следующем моем сообщении речь пойдет о другом, а что касается интонаций речи, упомяну кратко еще пару моментов.
Не трудно проговорить квартовый круг. Если попытаться его петь музыкально, то, во первых, муторно, возникает ощущение какой-то шизы, предательства музыки. И я вообще не уверен, что его можно научиться петь без абсолютного слуха. Но если его проговаривать, то это просто интонации речи, определенное настроение, немножко странно, но почему нет? В речи совсем другие нотные законы, там мы свободны от ладов и тональностей, там нет диссонансов и того, что в музыке может вызвать неприятные ощущения. И квартовый круг ощущается вполне естественно и прикольно. У меня получилось его пару раз проговорить полностью, а уж по частям – вообще легко. Кто знает, может так можно и абсолютный слух развить? Ведь тут все двенадцать нот, к которым мы постепенно привыкаем и начинаем чувствовать, слышать и воспроизводить их настроение.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 22.05.2016 02:28 
Москва


Продолжу. Итак, чувствуя, что что-то упускаю, я решил идти другим путем. Через какое-то время пришла в голову интересная мысль. Я вспомнил, как моя приятельница (с абсолютным слухом), пытаясь мне помочь, посоветовала: "А ты просто слушай музыку, как будто уже знаешь ноты". Ну я и решил попробовать слушать музыку нотами. Ведь для этого не надо иметь абсолютный слух, просто слушать ноты, представить себе этакое внутреннее фортепиано. Выбрал дуэты Билла Эванса и Джима Холла, которые я очень люблю. Там только два инструмента и оба всю дорогу солируют, очень удобно для эксперимента. Ну, сразу стало интересно! Другое восприятие. Я кажется понял, почему моя приятельница говорила, что абсолютный слух как-то связан с музыкальной памятью. Да просто есть, слышно, что можно запоминать и на что я раньше не обращал внимания: сами ноты.
Через некоторое время я понял, что все это интересно, но научиться различать ноты слишком сложно, слишком их много разных. Тогда я решил попробовать пойти дальше. Я решил абстрагироваться от музыкальности звуков и воспринимать их как интонации речи. Как будто я не музыку слушаю, а разговоры каких-то странных существ. Получилось! Для этого я еще мысленно старался повторять про себя музыкальные фразы, как если бы это были фразы речи. Помню, если импровизации воспринимались как своеобразная квазиречь с интонациями, то аккорды ощущались как какие-то пугающие всполохи шума. Да, предваряя шуточки, должен сказать, что никакие наркотики, кроме табака и алкоголя, я принципиально не употребляю.
Итак, дальше самое интересное!
Вскоре я обнаружил, что среди переливов этих интонаций я ощущаю вроде как наиболее устойчивый звук. Причем не то чтобы изолированно от других, а там своя логика есть, это как-то гармонично ощущается. Решил проверить: как услышу такой прямой, устойчивый звук, похожий на то, как если бы это тоника была, проверяю, ищу его на клавишах. В кратковременной памяти пару секунд остается, успеваю найти. И понимаю, что обычно это нота МИ. Где-то раз пять проверил, две или три песни прошло, и все время МИ. Ну тут у меня очередная концепция оформилась и дальше я уже музыку не слушал, а решил подойти более рационально и изобрести упражнения. Упражнение тоже, похоже удалось (я уже и другие ноты ассоциирую со ступенями лада), потом выложу в виде файла, а пока порассуждаю.

Думаю, вы уже поняли, к чему я веду. И почему за 20 лет мои предыдущие опыты не привели к развитию абсолютного слуха. И почему я начал с того, что Бережанский частично прав. Прав наверно только в том, что он, что-то такое поняв и почувствовав, не побоялся высказать идею, столь многим показавшуюся абсурдной. О, сколько здесь на форуме было постов типа "бред"... И да, даже с самой формулировкой "абсолютный слух имеет ладовую природу" я лично не соглашусь, потому что она указывает на первичность курицы по отношению к яйцу. Но он пытался осмыслить и сказать о правильных вещах!
Думаю, что систему абсолютных портретов нот можно как минимум ассоциировать с ладом. Причем, тоникой будет нота Ми. Если хотите, есть некая абсолютная тональность Ми.
И думаю, что важнейший момент для развития абсолютного слуха – это суметь расслышать то, о чем я рассказал. Не факт, что восприятие музыкальных фраз как речевых – лучший путь, может это такая моя собственная первая лазейка.

О, а здесь можно файл прикрепить. Ну что ж, тогда тянуть не буду, получите упражнение. Вот только устал писать. Скажу очень коротко в двух словах: с помощью обычного относительного слуха здесь ноты вроде как не отследишь, слишком все долго и все вверх, вверх... Конечно можно (и наверно нужно) считать по четыре и понимать, где находишься, а можно открыть в каком-нибудь редакторе и смотреть нажимающиеся клавиши фортепиано. Но все равно, пока пройдет октава, уже забудешь, как там все раньше звучало. Но есть способ: ощутить ноту ми как устойчивую, как начало такого своеобразного лада. А когда дойдет до СИ (квинта, доминанта), услышать как-бы максимальное нагнетание напряжения... Ну и в том же духе, уловить логику происходящего.
MIDI file
ex01.mid

3,48 Kb
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 22.05.2016 04:29 
Москва


Да, и не только "с помощью обычного относительного слуха здесь ноты вроде как не отследишь", а и с помощью всяких портретов, цветов и т.п., думаю тоже крайне сложно и не нужно. Вот если бы вверх/вниз шла просто хроматическая гамма, тут можно было бы применять портреты и цвета. Но в этом упражнении все сложнее и я бы сказал изящнее. Здесь по моей идее может сработать только подход с "абсолютным ладом".

А что касается портретов, цветов, вкуса, вертикальности/горизонтальности, давления и т.п. нот – я с этим долгие годы экспериментировал. Это такая полуправда, с помощью которой можно даже в лабораторных условиях со специальными упражнениями научиться правильно определять звучащие ноты, но к абсолютному слуху это не приведет. Почему – отдельный разговор. Я уже было отчаялся, но тут вот история получила новое продолжение.
Автор
Тема: Re: Абсолютный слух: отступники (продолжение)
Время: 22.05.2016 11:48 



>Я кажется понял, почему моя приятельница говорила, что абсолютный слух как-то связан с музыкальной памятью. Да просто есть, слышно, что можно запоминать и на что я раньше не обращал внимания: сами ноты.
Здрассьте! То , что я написал тут в первом посте первого потока о АС: это разновидность памяти. Но перечитывая"Маленькую книжку о большой памяти " я стал постепенно обращать внимание на то, что фотопамять -она не фотографическая. а комплексная, включающая одновременные сховые , тактильные и различные синестетические явления. которыми я не обладаю ( т.е. не были развиты с детства). В какой-то стадии я решил работать над визуальным запоминанием нот, чего никогда в жизни не делал; т.к.- визуальная память - "плохая". Для начала взял Колтрейна 26-4 , а несколько месяцев назад - первые 4 такта прелюдии Gis moll из ХТК. В общем. вместо того , чтобы многократно долбить пальцами по клавишам, стал долбить мозгом реставрацию нотной записи в памяти ; и аналогично - часами . Но эффект был достигнут.Воспроизводя в уме ноты , я уже не различаю, когда воспроизводится их внешний вид , их звучание или ощущения в кончиках пальцев или в виде клавишей; точно как писал Александр Лурия о его пациенте Ш. И чем ярче визуальные образы нот, чем четче ощущения в пальцах , тем яснее было звучание , и в этих условиях легко было исполнить правильный питч; но не голосом , которым я не владею (особенно после операции ) и промахиваюсь , но свистом.
Насчет визуальных образов :не надо пассивно сидеть и ожидать , что они появятся сами от себя; но активно их нанести на мысленный нотный стан . Схожесть или несхожесть с оригиналом Вас не должна беспокоить.
Услышать интонации человеческого голоса в инструментальной лини - это мой метод обучения импровизации на самой ранней ученической стадии - толко уши и ноль теории.
https://www.youtube.com/watch?v=1_AFJ7NPcEA
Не Рига
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!